Ровно 145 лет назад, 18 октября 1867 года, в Ново-Архангельске (ныне
г.Ситка) - столице русских поселений в Северной Америке - состоялась
официальная церемония передачи Аляски Соединённым Штатам.
Под артиллерийский салют и при параде военных двух стран был спущен
российский флаг и поднят американский. В США день 18 октября отмечается
как День Аляски.
К концу ХVIII в. и Аляска, и Алеутские острова, и вообще вся северная
часть бассейна Тихого океана были никому не известны. Первыми к берегам
Нового Света пустились русские мореходы с берегов сибирских рек. Летом
1741 года океан пересекли корабли Беринга и Чирикова. Вслед за ними в
далёкие плавания устремились русские промышленники, которых манили
места, богатые пушниной.
С 1780-х годов начался новый отсчёт русских плаваний и открытий в Тихом
океане, заморские земли стали заселяться людьми. В 1784 году к берегам
Кадьяка - острова у берегов Аляски - подошли два парусных судна купца
Григория Шелихова, который решил заложить здесь постоянные русские
поселения, присоединить к России открытые территории. За два года
Шелихов наладил с туземцами торговые отношения, основал первые
поселения, а затем доставил на родину подробные сведения об открытых им
землях и народах. Вслед за ним и другие исследователи стали присоединять
к России территории и заселять их. Так на карте Северной Америки
появились русскоязычные топонимы в честь отечественных первооткрывателей
- посёлки, реки, бухты, острова, заливы, проливы, вулканы, названные в
память о Иване Вениаминове, Гаврииле Прибылове, Отто Коцебу, том же
Шелихове. Земли эти получили название Русской Америки и носили его более
полувека.
Такова вкратце история освоения русскими далёких американских земель,
впоследствии проданных почти за бесценок.
Благодаря колонизации наши соотечественники несли туземцам культуру,
знакомили их с новыми формами хозяйствования. В русских поселениях
открывались школы, группы коренных жителей отправлялись в Россию на
учёбу.
Добровольцев для заселения колонии было в избытке, причём - хотя в это
нелегко поверить - и из числа наших земляков. До 1861 года в России, как
известно, существовало крепостное право, поэтому и за океан отправлялись
чаще всего крестьяне - как правило, с окраин, отдалённых местечек,
провинциальных городишек, каковым являлась тогда Тюмень. Документы,
хранящиеся в ГАТО свидетельствуют, что в 1819-1835 годах в Америке
находились крестьяне Тюменского, Ялуторовского и Тюкалинского округов, а
также тюменские мещане.
Согласно архивным данным, на 25 октября 1835 года (более поздние
источники, к сожалению, не сохранились) на службе у
Российско-американской компании, созданной в 1798 году и
просуществовавшей до 1867 года, т.е. до момента продажи, имевшей право
монопольного пользования промыслами и ископаемыми, состояло 4896 душ
обоего пола из волостей Тюменского округа, в том числе 159 человек - из
Червишевской, 13 - из Богандинской, 744 - из Тавдинской.
"Из Червишевской волости большое количество народу уходит на отхожие
промыслы - в извоз, в маляры, кошачники, - читаем мы у первого
губернского агронома Н.Л.Скалозубова. - Эти последние набирают фаянсовой
и стеклянной посуды и осенью разъезжаются по деревням "кошки на ложки
менять"... Воспитание кошек для продажи в некоторых местностях...
составляет как бы особую отрасль хозяйства. Котята тщательно
подбираются, сортируются по цвету и на племя оставляются чёрношёрстные,
остальные бросаются. Выменянных кошек тут же удавливают и с них снимают
шкурки".
Шкурки чёрных кошек использовали для подделки под меха более дорогих
пушных зверей и для шитья женских телогреек - мех не нужно было красить.
Принимая по внимание то, что на почти необитаемых территориях в изобилии
водились моржи и морские котики, бобры и голубые песцы, сулившие гораздо
большую прибыль, легко объяснить стремление жителей Малой и Большой
Балды (ныне дд. Мичурино и Костылево), Друганово, того же Червишево,
выживавших за счёт "кошачьего" промысла, производства сит и посуды,
податься в буквальном смысле на край света, чтобы гарантировать себе
благоденствие.
Бедные земли в упомянутых деревнях не могли прокормить крестьян, и они,
помимо кошек, промышляли бондарным делом, гнали смолу и дёготь. Но это
не могло сделать их богатыми. Тот же Н.Л.Скалезубов писал: "В
критическом положении я застал... изготовление деревянной посуды,
которым занято всё население Малой Балды... Пашни крестьяне имеют менее
десятины на душу, сенокосов - по 30 копён на душу, земля не
хлебородная". Та же ситуация сложилась и в соседней Большой Балде, и в
Друганово.
Мало было "доброй земли" и в Богандинской волости: часть местного
населения вынуждена была покидать обжитые места в поисках пашни, другие
же подряжались работать в малоизведанной Северной Америке.
...На протяжении всего существования компания насчитывала несколько
тысяч человек (от 4 до 11). Как сложилась дальнейшая их судьба, чем они
занимались в тысячах вёрст от родной земли - остаётся лишь догадываться.
Возможно, и по сей день на Аляске обитают потомки тех, кто много лет
назад покинул Россию в поисках лучшей доли?
Владимир ПОРОТНИКОВ.