Что в первую очередь покупают родители и дети, готовясь к новому учебному году? Конечно же, письменные принадлежности: тетради, ручки, карандаши и прочую мелочь, столь необходимую для обучения в школе. И ещё обязательно дневники. Но вот настало такое время, когда дневники и журналы, которыми пользуются дети и учителя, становятся в школе вещами бесполезными. Их заменила система Net-School.
ДНЕВНИКИ – В КОРЗИНУ. ЖУРНАЛЫ – ТОЖЕ
Net-School – это комплексная система для современной школы. Этот программный продукт позволяет решать административные задачи, вести мониторинг текущего учебного процесса, налаживать оперативное общение между всеми его участниками. Net-School – это электронный журнал на собственном сервере школы, сотрудникам образовательного учреждения Net-School позволяет перевести в электронный вид все бумажные отчёты, экономя время, делая их наглядными и легко доступными для анализа. И самая важная функция – это то, что Net-School помогает лучше информировать родителей об успеваемости и посещаемости детей.
Прошло время, когда родители могли только догадываться о том, какую оценку принёс сегодня их ребёнок – сын или дочь. Ведь он мог «не донести» информацию вовремя или и вовсе утаить её, если оценка неудовлетворительная.
Вспоминая свой школьный трудовой путь, этот момент – выставление в дневники оценок – считаю одним из самых нудных и неинтересных. Как правило, учеников в классе много, предметов тоже, и по каждому предмету каждому ребёнку нужно было выставить текущие, итоговые (четвертные и годовые) оценки. Работы с электронным журналом учителю, классному руководителю не меньше. Зато любой родитель, выйдя во всемирную паутину, легко может найти и увидеть все оценки собственного ребёнка.
Десятиклассницы Казанской средней общеобразовательной школы Мария Торгашова и Софья Петрова по достоинству оценили систему Net-School. Маша, например, рассказала, что её мама постоянно пользуется информацией, взятой из Интернета. Оценки Маши и её брата Ярослава она видит ежедневно в электронном журнале. Софья Петрова говорит, что в прошлом учебном году немножко приболела, но все итоговые оценки смогла посмотреть во всемирной паутине.
– Очень удобно, – говорят девчонки. – Видны не только все текущие оценки, но и пропущенные учеником уроки, опоздания.
Обе девочки хорошо учатся, поэтому эту информацию от своих родителей им скрывать не надо.
В этом учебном году в образовательных учреждениях Тюменской области внедряется новый проект «Электронная школа». Модель предназначена для поэтапной электронизации государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Уже в начале ноября 2012 года проект будет работать. Чем он отличается от предыдущего, сказать пока трудно. Похожего много. Так же «работает» электронный журнал. Единственное отличие, о котором мне рассказали педагоги Казанской школы, в том, что специалисты вышестоящих организаций (к примеру, департамента образования и науки Тюменской области) так же легко могут контролировать работу любого учителя в школе и видеть успеваемость и посещаемость каждого ребёнка.
«ДНЕВНИК.РУ» – ПРОЕКТ НАСТОЯЩЕГО
Разработан в РФ и ещё один уникальный проект под названием «Дневник.ру». Это единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учащихся и их родителей. Разработка его началась ещё в 2007 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Через два года проект был готов, сейчас он внедрён во многих регионах Российской Федерации. Дневник.ру совмещает в себе три модуля: дистанционное обучение, управление школьным документо-оборотом, социальную сеть.
Базовый функционал Дневник. ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие вузы России. Основными сервисами Дневника.ру являются: расписание уроков, школьный сайт, словари и переводчик, файлы, электронный журнал, объявления, личная страница учащегося, библиотека и многое другое.
АРМ ПОМОГАЕТ УЧИТЕЛЯМ РАБОТАТЬ
По инициативе Президента РФ во всех образовательных учреждениях страны стала внедряться программа информатизации школы, автоматизации учебных процессов и обеспечения школ современными компьютерами и устройствами. Безусловно, не во всех сельских школах имеется оборудование такого же уровня, как в базовых – Казанской, Новоселезнёвской и Ильинской. Но прогресс придёт и туда. АРМ – это автоматическое рабочее место учителя, пришедшее на смену прежнему: столу да стулу, журналу и указке. В Казанской (базовой) школе уже не раз проводились различные экскурсии. Сюда приезжал недавно депутат областной Думы В.В. Завьялов, депутаты районной Думы Казанского района. Молодые педагоги школы М.В. Менщикова и И.В. Валов рассказывали им, как выглядит автоматизированное рабочее место учителя, показали, как нужно пользоваться им, дали возможность взрослым самим убедиться в чудесах электронного прогресса.
АРМ представляет собой компьютер, который связан с главной информационной базой школы, куда стекается вся информация об успеваемости учеников, о расписании занятий, об изменениях в расписании, информация электронных дневников и электронных классных журналов. Педагог, используя АРМ, получает доступ к этой базе, может выставлять оценки, анализировать посещаемость и успеваемость учеников, проверять электронные дневники, домашние и контрольные работы, вести электронный журнал класса и формировать отчёты о своей работе. Словом, АРМы – это удобный, современный инструмент.
Есть в РФ и ещё один проект «КМ-Школа», в котором также разработана закладка «Рабочее место учителя». Так вот, с его помощью педагог может планировать уроки, используя дифференцированный подход к обучению, проводить наглядные и интерактивные уроки, создавать и проводить викторины и контрольные работы, вести проектную деятельность, разрабатывать тематические планы. При проведении уроков учитель свободно может использовать готовые материалы или создавать собственные уроки, использовать богатейшую коллекцию медиаобъектов «Кирилла и Мефодия», создавать собственную коллекцию уникальных медиаобъектов, работать с электронной библиотекой, проходить курсы развития личности, применять много других ценных возможностей.
Кроме того, есть модуль, который называется «Индивидуальный портфель – рабочие материалы». Поначалу он пуст, но постепенно учитель заполняет его собственными наработками, которые хранятся как деньги в банке. На закладке «Классный журнал» учитель может воспользоваться электронным аналогом обычного классного журнала. К преимуществам электронного журнала можно отнести возможность добавлять комментарий к уроку, домашнему заданию, работать с журналом нескольким пользователям одновременно, а также впоследствии сформировать отчёты. Это опять же текущие оценки учащихся, пропуски занятий, рейтинг уровня полученных знаний учащимися и многое другое.
Компьютеризация школ дала педагогам возможность работать по-новому. Получается, что и опытные педагоги, и молодые находятся сейчас практически в одинаковом положении. И тем и другим нужно наработать необходимый электронный материал, «забить» его в персональный компьютер и проводить уроки в соответствии с требованиями времени.