Медиакарта
20:00 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

О коммунальных платежах подробно

Сегодня мы публикуем ответы специалистов департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области на вопросы жителей, связанные с оплатой коммунальных услуг.

Платить по-новому

– Кто устанавливает тариф на коммунальную услугу?

– В нашей области тарифы на горячую и холодную воду, водоотведение, тепловую энергию устанавливает департамент тарифной и ценовой политики, розничную цену на природный и сжиженный газ – правительство области, тарифы на электроэнергию – региональная энергетическая комиссия Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО.

– Что изменилось в принципах оплаты коммунальных услуг с 1 сентября 2012 года?

– Во-первых, изменились тарифы на воду и водоотведе-ние, тепловую энергию – они увеличились примерно на шесть процентов. Тарифы на электрическую энергию и газ для населения не изменились.

Во-вторых, изменились правила предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354). Согласно им, теперь вне зависимости от наличия или отсутствия общедомового прибора учёта энергетического ресурса потребители должны оплачивать потребление электроэнергии, холодной и горячей воды, услуги водоотведения пропорционально доле собственника в общем имуществе многоквартирного дома. Это означает, что при отсутствии общедомового прибора учёта потребители заплатят по нормативам потребления, а его установка становится интересом самого потребителя.

Сокращены сроки введения ограничений на оказание коммунальных услуг при их не­оплате с шести до трёх месяцев. Если показания индивидуального прибора учёта не передаются ресурсоснабжающей организации, то первые три месяца оплата производится по среднемесячным платежам предыдущего периода, после чего для расчёта платы применяется норматив потребления.

Отопление же в Тюменской области вплоть до 1 июля 2013 года будет оплачиваться либо по среднемесячному показанию общедомового прибора учёта (если он установлен) за предыдущий отопительный период с корректировкой раз в год или, если прибор не установлен – по нормативам и без корректировки.

– За что мы платим в составе нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды?

– С 1 сентября 2012 года в соответствии с новыми правилами предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) оплате подлежат потребление электроэнергии, холодной и горячей воды, услуги водоотведения на общедомовые нужды. Если общедомовые приборы учёта отсутствуют, для расчёта платы применяются нормативы потребления коммунальных услуг, и жители платят больше. В состав потребления электрической энергии на общедомовые нужды включается электроэнергия на освещение подъезда и территории около него.

Величина нормативов потребления воды на общедомовые нужды состоит из объёма потребления коммунальных ресурсов на уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования (межквартирных лестничных площадок, коридоров, лестниц и т.д.), объёма нормативных технологических потерь (в том числе утечек) холодной (горячей) воды во внутридомовых инженерных сетях.

Для расчёта платы по услугам холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения применяются нормативы потребления и площади мест общего пользования, которая принимается равной показателю «уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования» технического паспорта многоквартирного дома.

Деньги как вода сквозь пальцы

– Считаю, что норматив потребления холодной и горячей воды на общедомовые нужды завышен. На уборку подъезда столько воды не требуется…

– Следует признать, что величина этого норматива не отражает фактического потребления и стимулирует к переходу на оплату по общедомовому прибору учёта. Наличие его позволит оплачивать только фактическое потребление воды. Напомним, что действующим законодательством предусматривается обязательная установка приборов учёта.

– Как определить норматив потребления услуги по водоотведению на общедомовые нужды? В нашем доме вода после уборки подъездов сливается на улицу.

– Этот норматив определяется, исходя из суммы нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения на общедомовые нужды.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей включает в себя, в частности уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования.

При этом сбрасывать бытовые отходы (воду, оставшуюся после уборки и санитарно-гигиенической очистки помещений) в дождеприёмные колодцы, водоёмы, на газоны, под деревья и кустарники, на проезжую часть дорог, тротуары и в другие специально не отведённые для этого места запрещено.

В таком случае управляющая организация должна организовать место приёма сточных вод во вспомогательных помещениях многоквартирного дома, а потребители оплачивать услугу водоотведения на общедомовые нужды в установленном порядке.

Следует отметить, что за слив грязной воды в неустановленных местах в отношении управляющей организации могут быть применены административные санкции.

– Правомерно ли взымать плату за услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, если в многоквартирном доме не убирают в подъездах?

– Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) и при этом включать в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования в многоквартирном доме.

Следовательно, жители должны оплачивать потребление коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды. В целях экономии платежей оплату следует производить по показаниям общедомовых приборов учёта.

Тепло. Дешевле только по счётчику

– Каковы требования к услуге отопления? Как за него платить?

– Отопление должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение отопительного периода. При этом принципиально важным результатом является температурный режим в жилом помещении. Температура воздуха в нём должна быть не ниже плюс 20 градусов Цельсия и не выше 24 градусов (для угловых помещений – не ниже плюс 22 и не выше плюс 26 градусов). В подъезде многоквартирного дома температура должна быть не ниже плюс 16, в подвале – не ниже плюс пяти градусов. Такой режим должен обеспечивать исполнитель услуги с условием, что потребитель самостоятельно утепляет окна своего жилья.

Если в отопительный период температура воздуха в ота­пливаемых помещениях не соответствует установленным параметрам, потребителю необходимо обратиться к исполнителю услуги, который, в свою очередь, обязан принять меры по исправлению ситуации и произвести перерасчёт за некачественную услугу.

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении размер ежемесячной платы снижается на 0,15% размера платы за каждый градус отклонения.

Обеспечить надлежащее качество услуг можно регулировкой внутридомовой системы отопления. При этом в выигрышном положении оказываются потребители, которые установили общедомовой прибор учёта тепла, поскольку, напомним, при конечных расчётах за отопительный период они будут оплачивать по фактическим показаниям такого прибора. (Действующее законодательство предусматривает оплату равными платежами по среднемесячному потреблению за предыдущий отопительный период и корректировку итоговой платы по фактическим показаниям общедомового прибора учёта по окончании текущего отопительного периода). Если общедомового прибора учёта тепловой энергии нет, то потребители оплачивают по нормативу потребления в течение всего отопительного периода.

– Почему в соседнем доме за квартиру такой же площади плата за отопление (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение) меньше?

– Плата за коммунальные услуги зависит от многих факторов: наличия приборов учёта (общедомовых и индивидуальных), этажности, года постройки дома, степени благоустройства жилого помещения, доли общего имущества (для многоквартирников), поставщика коммунальных услуг. Поэтому плата за одну и ту же услугу при одинаковой площади квартиры может обоснованно различаться.

– Что делать, если коммунальная услуга отсутствует либо некачественная?

– Проинформировать об этом (можно по телефону) управляющую организацию, ТСЖ, жилищный или иной специализированный кооператив, где обязаны зарегистрировать обращение, сообщить данные о его регистрации. Указанные организации должны предпринять меры по нормализации ситуации, а за перерыв в оказании коммунальных услуг сделать перерасчёт.

Можно сэкономить

– Как снизить платежи за коммунальные услуги на общедомовые нужды?

– Сэкономить возможно при соблюдении двух условий: обязательной установке общедомовых приборов учёта, что позволит оплачивать коммунальные ресурсы по фактическому потреблению, и поддержании внутридомовых инженерных коммуникаций в исправном состоянии с проведением мероприятий, направленных на энергосбережение.

В числе таких мероприятий: установка в подъездах энергосберегающих ламп, датчиков движения, замена обветшавшей электропроводки в подъездах, установка во всех квартирах современных индивидуальных приборов учёта высокого класса точности.

Интересный факт: ремонт подтекающего крана или сливного бачка позволит сохранить до 100 литров воды в сутки, а своевременно закрывая кран, можно сэкономить до 1000 литров (один кубометр) чистой воды в час.

– Как производится перерасчёт платы за услуги при временном отсутствии потребителя?

– При временном, то есть более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии семьи или члена семьи в квартире, не оборудованной индивидуальным или общим прибором учёта, осуществляется перерасчёт по оплате воды. За отопление и газоснабжение, используемого на отопление жилья, и услуги на общедомовые нужды придётся платить. Плату за водоотведение пересчитают, если произведут перерасчёт платы за холодную и (или) горячую воду.

Перерасчёт платы за коммунальные услуги производят в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления, поданного до начала отъезда (отсутствия) потребителя, или не позднее 30 дней после его возвращения.

В заявлении следует указать фамилию, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, дни начала и окончания отсутствия. Заметим, что перечень подтверждающих документов стал шире, а часть их придётся заверять и дублировать.

– Значительная часть моего дохода расходуется на оплату услуг ЖКХ. Что делать?

– В соответствии с действующим законодательством величина расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг может быть частично компенсирована предоставлением субсидии. Если затраты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего человека составляют более 22%, можно обратиться в орган социальной защиты населения для оформления такой субсидии.

– С 1 июля 2013 года жители, не установившие приборы учёта, потеряют право на бюджетную поддержку. Сохранятся ли льготы и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг?

– В данном случае речь идёт только об оказании социальной поддержки гражданам, у которых с 1 сентября 2012 года рост среднемесячной платы за услуги водоснабжения и водоотведения относительно аналогичной платы, предъявляемой в 2011 году, превысил 12 процентов в связи с установлением нормативов потребления указанных коммунальных услуг. Такое превышение будет вычитаться из итоговой суммы к оплате по квитанции и не будет взыскиваться исполнителем коммунальных услуг с потребителя, за жителя заплатит бюджет. Срок предоставления такой поддержки ограничен 1 июля 2013 года.

Предоставляемые жителям субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в случае если затраты на их оплату в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего гражданина составляют более 22%), а также льготы отдельным категориям граждан предоставляются в прежнем порядке и не зависят от наличия у потребителя приборов учёта.

По материалам департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области