Медиакарта
19:33 | 16 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сохраним историю вместе

00:50 | 31 октября 2012
Источник: Сельская новь

В настоящее время прошлое воспринимается как богатейший резервуар опыта, как материал для раздумий, критического анализа решений и действий. У каждой семьи, каждого человека, предприятия, организации есть своя летопись. Она хранится в старых альбомах, документах, письмах. Каждый прожитый сегодня миг завтра уйдет в прошлое, поэтому необходимо сохранить самые важные моменты действительности для наших потомков. Этой цели и служат архивы, необходимость которых трудно переоценить.

В соответствии с правилами, архивный отдел комплектуется разного рода документами. На 1.10.2012 года в архиве хранится 20109 дел - документов на бумажной основе, 2471 документ личного происхождения, поступивший от граждан, 477 фотодокументов, 16 видеофильмов по истории района.

Большой объем документов, которые находятся на хранении, составляют документы по личному составу, т. е. приказы о приеме, перемещении и увольнении работников, ведомости по заработной плате и т.д. Всего таких документов хранится 8503 единицы. Много людей посещает архив с целью получения архивных справок разного рода.

Для архива наиболее значимой муниципальной услугой является выдача архивных справок по запросам граждан, в основном социально-правового направления, число которых увеличивается с каждым годом. Мы живем в период реформирования пенсионного законодательства.

Объем и тематика социально-правовых запросов целиком зависит от указанного процесса. Сегодня это запросы о подтверждении трудового стажа, размере заработной платы, награждении правительственными наградами. Так, если в 2000 году отделом за весь год было выдано 64 справки социально-правового характера, в 2001 году - 245, то в 2007 году количество данных справок составило 734, в 2008 - 881, в 2011 - 1126 и за 9 месяцев 2012 года - 1048. В основном в архивный отдел обращаются те люди, которые уже находятся на пенсии или те, кто в ближайшее время станут пенсионерами. Весомый объем обращений в архивный отдел связан с тем, что человека не устраивает тот размер пенсии, который ему назначен или уже выплачивается. В соответствии с пенсионным законодательством, для исчисления пенсий принимаются два основных параметра: величина заработка, который имел пенсионер перед обращением за пенсией, и продолжительность его трудового стажа.

В 1999 году на территории Абатского района была начата работа по регистрации в Управлении Пенсионного Фонда работодателей. С 1999 года предприятия, организации, частные предприниматели представляют туда сведения индивидуального (персонифицированного) учета на каждого работника, включая временно работающих и работающих по договорам. В настоящее время некоторые работодатели, в особенности в сфере малого бизнеса применяют схемы выплаты своим работникам «серой» зарплаты или, как ещё её называют, зарплаты «в конвертах», т.е. когда официально в учете отражается не вся зарплата, а только ее часть.

Многие работники сами предпочитают работать, не оформляясь официально, или получать зарплату в конверте. Многим работодателям такая система трудовых отношений позволяет платить работникам больше. Вместе с тем, это лишает человека социальных гарантий, он не сможет претендовать на то, чтобы пенсия исчислялась из суммы его фактического дохода, а размер пенсии напрямую зависит от официально оформленной части доходов сотрудников. Поэтому каждый работник должен четко знать: получение сегодня заработной платы «в конверте» приведет впоследствии к исчислению пенсии в меньшем размере. В конечном итоге такая зарплата сокращает объемы будущего пенсионного обеспечения работника.

Заглядывать далеко мы не привыкли. Но необходимо помнить, что будущее каждого работника в его собственных руках: или получать официальную заработную плату с удержанием налога и взносов в государственные социальные фонды, или соглашаться с предложенными условиями получения заработной платы «в конверте» и оставаться социально незащищенным, лишая себя права получать достойную пенсию, другие социальные выплаты. Помните, что в тяжелой жизненной ситуации может оказаться каждый из нас. Нанимателю же следует помнить, что в случае выплаты зарплаты «в конверте» он попадает в зависимость от работника.

Ведь в случае, если работник, получающий ничтожные суммы пособий, пенсии, потребует от нанимателя объяснения причин, выплаты пособия, исходя из размеров неофициально выплаченной заработной платы, и получит отказ, он вполне обоснованно может обратиться в соответствующие органы с жалобой. Факт выплаты зарплаты «в конверте» практически со 100 %-й вероятностью будет доказан, и к нанимателю будут применены соответствующие санкции.

Я считаю, что такие явления, как выплата зарплаты "в конвертах" или скрытые выплаты, носят характер антисоциального направления.

Много благодарностей мы слышим в свой адрес от тех, чьи запросы мы смогли удовлетворить. Но бывают случаи, когда заявители не понимают, почему отсутствуют необходимые документы, что ответственность за обязательную сдачу документов по личному составу в архивы при ликвидации предприятия, организации лежит на работодателе или его правопреемнике.

И очень больно смотреть в полные отчаяния глаза пенсионеров, осознавших несправедливость и безвыходность ситуации, когда Управление Пенсионного Фонда требует уточнить записи в трудовых книжках, наличие отпусков без сохранения заработной платы и другие вопросы. Ведь предприятие, на котором они работали, давно ликвидировано, а архив ни- чем помочь не может - нет необходимых документов, не были они сданы. Бывает так, что обратившиеся не помнят, в каком году были награждены, точное наименование предприятия, на котором работали, примерные даты приема, увольнения, перемещения.

Данная ситуация значительно затрудняет поиск необходимых документов. В архивном отделе на хранении находятся документы органов исполнительной власти, местного самоуправления, касающиеся выделения земельных участков, строительства объектов и зданий, личных домовладений. Это так называемые запросы имущественного характера. Данные запросы очень значимы, так как касаются оформления права собственности. Наиболее ценными документами архива являются документы личного происхождения, т. е. документы, которые образуются в жизни и деятельности отдельных граждан и являются их личной собственностью. Таких документов у нас на хранении находится более 2 тысяч в 86 делах. Состав документов - это документы участников Великой Отечественной войны и трудового фронта, участников Афганской войны и просто замечательных и значимых людей Абатского района.

В настоящее время проводится работа по дополнительному привлечению граждан к передаче документов на хранение. Цель моей работы в этом направлении - создать интересные коллекции, найти любопытные документы у каждого человека, показать, что люди разные и каждый индивидуален, и рассказать о них или показать другим на выставках. Приносите нам свои документы, мы оценим их значимость и сохраним.

Автор: Н. Долгушина, начальник архивного отдела