Медиакарта
14:22 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Продуктовая выгода

Продуктовая выгода
11:44 | 31 октября 2012
Источник:

Продукция с патриотическим призывом «Покупаем тюменское!» на прилавках местных магазинов стала встречаться все чаще. Этому несказанно радуются производители, а вот мы, потребители, не всегда.

По нашей покупательской логике, местная продукция должна быть и более качественной, и сравнительно дешевой. Но вот мы снова идем в магазин, ищем на полках нужный продукт с приметным зеленым ценником, берем его и… удивляемся. Цена почему-то оказывается вовсе не привлекательной.

Цены преткновения

Привычка покупать все дешевое из нашей жизни ушла вместе с «ножками Буша». Сейчас многие тюменцы понимают, что продукт хорошего качества не может стоить неприлично дешево. Но цена, тем не менее, при выборе разносолов для домашнего стола по-прежнему имеет значение.

Немолодые и серьезно ограниченные в финансах тюменцы готовы колесить по городу в поисках торговых точек, где мясо, молоко, овощи можно купить, пусть на два рубля, но дешевле. Молодые – заняты и предпочитают покупать все и сразу. Но многие из них все-таки не готовы платить высокую цену даже за более качественные продукты. «Всегда ищу прежде всего местные товары - они меньше хранятся, а значит, можно быть уверенной в их натуральности. Но если цена, например, колбасы, слишком высока по сравнению с той же курганской, лучше уж куплю «соседскую», - признается Наталья Паршукова.

И даже горожане, для которых цена не главное, на местную продукцию порой в обиде. «Выбора нет, - разводит руками Тамара Сизикова. - Я бы покупала тюменское, но во многих крупных магазинах продукты нередко просрочены. Приходится брать «чужой» товар, пусть и с долгим сроком хранения».

«Большая проблема - купить свежую рыбу, - присоединяется к ней Андрей Ким. - Местных овощей нет в торговых сетях, за ними только на рынок или к бабушкам на уличные развалы. А так я за местных».

Кстати, покупать местное, по данным соцопросов, готово около 80 процентом населения области. Такие данные привел депутат Тюменской областной Думы, заместитель председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Александр Крупин.

Ярмарка притяжения

Продвигать местный товар навстречу потребителям власти стараются изо всех сил. Вот и очередная сельскохозяйственная ярмарка пришлась кстати: тюменцы сейчас активно запасаются на зиму овощами, не прочь прикупить и другие товары без посредников.

На двух площадках города - у Тюменского рынка и Выставочного зала на Севастопольской - в прошедшую субботу собрались производители из разных уголков области. Не только специализированные крупные предприятия, но и мелкие предприниматели, крестьянские хозяйства. Для последних такая ярмарка - хороший шанс заявить о себе, показать товар лицом.

Чего только не было у продавцов - мясо, рыба, грибы, ягоды, овощи, «молочка», мед. Самыми ходовыми оказались овощи и мясо, у прилавков с этими товарами выстраивались самые длинные очереди. Картофель и вовсе раскупили за пару часов. Жаловались горожане, пришедшие на ярмарку, и на отсутствие должной рекламы. «Ведь замечательное же мероприятие - ярмарка! - восклицает пожилой тюменец Петр Корякин. - Вот только рекламы никакой. Я узнал о ней случайно, от соседа, ему позвонил и сообщил сын, а он - мне». К слову, даже к нам в редакцию не поступил ни один звонок по этому поводу.

Что касается цен на ярмарочные товары, они немного отличались от магазинных и рыночных. Особенно была ощутима выгода, когда товар брали оптом. «Мы с мужем купили 15-килограммовый мешок капусты, два маленьких - лука, картошки - два мешка. Взяли пять килограммов говядины, свининки немного, индейку большую за 2,5 тысячи. Сложно сказать, сколько точно сэкономили, но я так прикинула - не меньше тысячи», - улыбается Ирина Алферова.

Плата за «вход»

Сегодня доля мясной, колбасной и молочной продукции от местных производителей занимает на прилавках магазинов значительную часть. И торговые сети намерены работать на перспективу, увеличивая, к тому же, долю тюменских овощей, рыбной продукции и мяса птицы. Пока же не весь товар находит своего покупателя и реализуется полностью. Причина, в частности, и в том, что не выдерживают они ценовую конкуренцию с привозными товарами.

Казалось бы, простая арифметика: в стоимость местных товаров не заложены спекулятивные наценки, дополнительные затраты на транспортировку, излишние бонусы, а конечная цена для потребителя должна выгодно отличаться от всего привозного. Но продукт, выращенный на родных полях и фермах, порой оказывается даже дороже.

Почему так происходит? Одна из причин - высокая себестоимость продукции. Но о ее снижении, считает депутат областной Думы, заместитель председателя комитета по аграрным вопросам Владимир Ковин, пока речи идти не может из-за роста тарифов на основные энергоресурсы.

Кроме этого, не каждому местному производителю по карману заплатить за «вход» в крупные сетевые гипермаркеты. Хотя и здесь региональная власть старается держать руку на пульсе: так, с крупными сетями есть соглашение, по которому доля тюменской продукции на полках должна составлять не менее 10 процентов.

Комментарий

По словам начальника управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрея Пантелеева, область готова полностью обеспечивать себя хлебом и хлебобулочными изделиями, а также куриным яйцом. Доля местной молочной продукции на полках магазинов может увеличиться до 60 процентов, мяса и мясных полуфабрикатов - до 40 процентов, колбасных изделий - до 50 процентов.

К сведению

Расходы региональной казны на поддержку местного АПК в 2012 году составили более 6 млрд рублей. В следующем году на эти цели планируется выделить 7,2 млрд рублей.

Елена АТАЛЫКОВА

Фото Галины БЕЗБОРОДОВОЙ