Медиакарта
21:42 | 30 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

В полной мере использовать возможности муниципального управления

В полной мере использовать возможности муниципального управления
09:41 | 02 ноября 2012
Источник: Светлый путь

ИЗ ПОСЛАНИЯ ГУБЕРНАТОРА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В.В. ЯКУШЕВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ

Уважаемые депутаты Тюменской областной Думы!

Дорогие тюменцы!

Пять лет назад я предложил задуматься о том, какой образ будущего Тюменской области способен стать для нас стратегическим ориентиром. Все эти годы я чувствую вашу поддержку в осуществлении этой мечты. Во многих отношениях она уже стала реальностью. Поэтому сегодня я хочу еще раз вернуться к образу нашего общего будущего, оценить сделанное и сформулировать своё видение наших очередных задач.

Тюменская область для нас – не обезличенный объект управления, а живая совокупность свободных и ответственных граждан.

Будучи одним из лидирующих, динамично развивающихся субъектов Федерации, Тюменская область объективно выступает «ускорителем», «драйвером» вывода страны на новые рубежи социально-экономического развития. Это налагает на нас особую ответственность.

Сама Тюменская земля многосоставна. Каждая ее «клетка», каждый район и город уникальны. Все наши планы и проекты, все наши достижения и все нерешённые проблемы должны быть представлены в территориальном ракурсе.

О развитии экономики

Пять лет назад я говорил, что вижу область как многоотраслевой, диверсифицированный хозяйственный комплекс, «мотором» развития которого стали инновационные технологии, а конкурентоспособность экономики достигла мирового уровня. И мы ощутимо продвинулись в этом направлении.

За пять лет наша промышленность выросла почти вдвое – по этому параметру область вошла в ведущую тройку субъектов Российской Федерации!

В областном хозяйстве появляются новые отрасли. Одновременно отрасли базовые, традиционные совершают мощный рывок в своем развитии за счёт создания новых предприятий и модернизации действующих производств.

В 2009 году начался новый этап в развитии собственной нефтедобычи региона – Уватский проект. Результатом стал ее стремительный, почти пятикратный рост, который будет продолжаться и далее.

Еще в 2006 году введены в эксплуатацию первые мощности Антипинского нефтеперерабатывающего завода. Строится уже третья его очередь, которая позволит выйти на мировые стандарты качества продукции. За всю историю современной России в стране было построено только два крупных нефтеперерабатывающих завода. Один из них – Антипинский НПЗ. Тут есть чем гордиться.

Локомотивом развития региона становится нефтегазохимия. Завершается строительство крупнейшего в России комплекса по выпуску полипропилена «Тобольск-Полимер». Индекс областного производства нефтепродуктов за 2006–2011 годы – более 330%.

Развивается и металлургия. «Тюменьстальмост» становится одним из крупнейших российских предприятий по объёму производства мостовых конструкций. Завершается строительство электрометаллургического завода компании «УГМК-Сталь» – тоже совершенно новая для нас промышленная линия.

Не забудем и о заводе компании «Стеклотех» – самом современном в России по технической оснащенности и единственном таком производителе во всем Урало-Сибирском регионе.

А теперь подсчитаем. Уват дал области 1 100 новых рабочих мест. Антипино – еще более 700. «Тобольск-Полимер» – порядка 600. «Тюмень-стальмост» – около 1 000. «УГМК-Сталь» – столько же. «Стеклотех» – более 500. Всего – почти 5 000, причем преимущественно это рабочие места высокопроизводительные и достойно оплачиваемые. А с учётом мультипликативного эффекта (строительные компании на площадках, а также смежные отрасли) – это ещё порядка 15 тыс. рабочих мест. Для меня главный результат совершенного нами индустриального рывка – его человеческое измерение. Это и главный стимул для дальнейшего движения, для создания новых точек роста.

Не стоят на месте и традиционные отрасли. Тюменский нефтегазовый сервис увеличился за пять лет почти вдвое. Модернизируется производство строительных материалов: особого упоминания заслуживают ялуторовский завод «Поревит» холдинга «Партнёр», тюменский завод «Кнауф», возводимый «Эм-Си Бау-хеми» завод в пос. Каскара Тюменского района.

Есть хорошие проекты в деревообработке – Тюменский фанерный завод, Заводоуковский лесной комплекс компании «Загрос», Голышмановский лесоперерабатывающий завод компании «Рашфор». Это совокупно еще более 1 100 рабочих мест не только на основных производствах, но и на участках в Исетском, Упоровском, Ялуторовском и Аромашевском районах.

Превращается в высокотехнологичную отрасль тюменский агропром. В области действуют 18 молочных комплексов с технологией беспривязного содержания скота, оборудованных современными системами доения и компьютерного управления стадом. Доля высокоудойного поголовья в маточном стаде сельхозорганизаций за пять лет выросла с 40 до 70%. В текущем году в Тюменском и Нижнетавдинском районах будут введены в строй роботизированные фермы со станциями добровольного доения и кормления коров.

Динамично развивается рыбохозяйственный комплекс области. Особенно хотел бы отметить успехи товарного рыбоводческого хозяйства в Сладковском районе.

В растениеводстве расширяется применение ресурсосберегающих технологий, основанных преимущественно на использовании новых сортов сельскохозяйственных культур, применении высокоэффективной многофункциональной техники. В зерновом производстве ресурсосберегающее земледелие практикуется уже на 91% площадей. Доля возделывания картофеля и овощей открытого грунта по интенсивным и индустриальным технологиям доведена до 93%.

Наш агропром демонстрирует и ценную способность к быстрому маневру в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры. Например, площадь под посевами рапса увеличилась с 2007 года почти в восемь раз. Это позволило развить дополнительно производство растительных масел и белковых кормовых добавок.

В целом же неуклонный количественный и качественный рост агропромышленного сектора позволил области достичь самообеспечения практически по всем основным видам сельскохозяйственной продукции и начать успешную экспансию на новые рынки.

О социальных гарантиях

А ещё я говорил пять лет назад, что вижу область, в которой достоинство человеческой жизни надёжно обеспечено и защищено, в которой проводится справедливая и разумная социальная политика. Мы за эти пять лет достигли немалого. Почти двукратный рост социальных расходов областного бюджета приносит ощутимые, а иногда просто бесценные результаты. Средняя продолжительность жизни по Тюменской области с 2007 года увеличилась на полтора года – никакими деньгами нельзя измерить значение этого показателя. Серьёзно повысилось качество социальных услуг, оказываемых тем, чьими руками строилась наша область, 96% от общей численности пожилых людей являются получателями льгот и социальных выплат.

Важный индикатор здоровья общества – отношение к людям с ограниченными возможностями. Их в зоне нашей моральной ответственности более 100 тысяч, в том числе более пять тысяч детей. Два года назад дело сдвинулось – я имею в виду программу «Доступная среда». Уже удалось увеличить долю доступных им приоритетных объектов до 40% – и мы не остановимся, пока не доведём её до 100%.

О медицине, образовании и жилищном строительстве

Развивается тюменское здравоохранение. В основном создана вертикально интегрированная система оказания равнодоступной медицинской помощи, ориентированная на качество и результат. Пропаганда здорового образа жизни, деятельность центров здоровья и межрайонных медицинских центров, строительство медицинского городка, сеть перинатальных центров… Всё это приносит свои плоды: самый низкий за все годы регистрации показатель младенческой смертности. Пятикратное снижение материнской смертности за последние десять лет. Неуклонный рост рождаемости, стабильно положительный естественный прирост населения.

Система образования тоже стала ориентированной на качество, вариативной, поощряющей творческое начало. 85% детей вовлечено в различную внеурочную деятельность, стимулирующую всестороннее развитие их способностей. В региональных конкурсах, олимпиадах и состязаниях – а их у нас более 250 – участвует три четверти детей и подростков (пять лет назад – меньше половины). В базе данных «Одаренный ребёнок» уже более 1 500 персональных позиций. Вот оно, наше будущее!

Особо хочу выделить три момента, касающихся системы образования.

Во-первых, верной была наша ставка на её профессионально-ориентирующую функцию. Для учащихся 9-х классов организована предпрофильная подготовка, для трети старшеклассников – профильное обучение, охват которым с 2007 года увеличился в два раза. Однако неиспользованные ресурсы ещё есть. Их мобилизацией займется Центр профессиональной ориентации Тюменской области.

Во-вторых, не должно ослабевать наше внимание к равной доступности качественных образовательных услуг – независимо от места жительства и социального благополучия.

Да, мы впятеро сократили очередь в детские сады; строим новые школы и модернизируем старые; развиваем систему дистанционного образования для детей-инвалидов. Но и здесь ещё есть над чем работать.

В-третьих, все эти успехи не могли быть достигнуты без улучшения материального обеспечения педагогов. Продолжает расширяться спектр адресованных учительству социальных программ и гарантий, прежде всего жилищных.

О жилищном строительстве. Право на доступное и качественное жилище относится к числу фундаментальных прав человека. С 2008 года в области ежегодно вводится более одного млн. кв. метров жилья, что в расчёте на одного жителя в 1,5–2 раза превышает показатели по Уральскому федеральному округу и по России в целом. Этот темп мы будем удерживать. Вместе с тем повышенное внимание теперь будет уделяться комплексному, сбалансированному развитию застраиваемых территорий, созданию на них комфортной среды. Время «вала» заканчивается, настает время достойного качества жизни.

Подводя итоги нашей общей созидательной работы за прошедшее пятилетие, хочу подчеркнуть: этот период в развитии региона стал наиболее динамичным, наиболее насыщенным добрыми переменами на всем протяжении новейшей истории России. Другой важный результат: в Тюменской области сформировались зоны устойчивого опережающего развития. На севере – Уват и Тобольск, нефтедобыча и нефтегазохимия. Вдоль Транссибирского транспортного коридора, особенно вокруг Тюмени, Заводоуковска и Ишима, – машиностроительный кластер. Так-же вдоль Транссиба, в связке с крупными центрами переработки сельхозпродукции – агропромышленный кластер. Особую роль играет Тюмень – и как транспортнологистический узел, и как центр создания и трансфера инновационных технологий. Не забудем и о туристическо-рекреационном кластере, складывающемся вокруг Тобольска и способном расшириться за счёт Ялуторовска.

Главная задача – мобилизация неиспользованных резервов

Во всём перечисленном можно найти немало поводов для гордости. Но я хочу призвать вас воспринять эту картину как вызов, как источник неуспокоенности. Я вижу в области огромные неиспользованные резервы и полагаю, что их мобилизация должна стать главным нашим делом на ближайшие годы. Давайте зададимся вопросом: почему одни территории развиваются динамично, а другие – ни шатко ни валко? Почему одни активно стягивают на себя инвестиционные и человеческие ресурсы, а другие пассивно ждут наступления светлого будущего?

О резервах муниципального управления

Я уверен, что мы далеко не в полной мере используем возможности муниципального управления.

Все полномочия муниципальных властей, в том числе переданные им с регионального уровня, теперь обеспечены необходимым финансированием. А вопрос эффективности их исполнения остаётся болезненным. Проблема перешла из финансовой в организационную плоскость – и в этой плоскости её и надо решать. Решать сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, муниципальные власти должны обновить приёмы и методы своей работы с гражданами. Институтом развития может и должен быть сам муниципалитет, улица, двор, ТСЖ, семья и даже отдельный человек. А задача местного самоуправления – сделать таких людей полноправными «акционерами развития» среды их обитания, создать атмосферу защищенной и поощряемой социальной креативности.

Такие проекты должны быть публичными. Полагаю целесообразным приступить к созданию Единого реестра проектов развития области, охватывающего все наши муниципалитеты, города и сельские поселения. В него должны быть включены и инвестиционные, и инфраструктурные, и социальные, и экологические проекты, программы подготовки кадров, поддержки предпринимательства, жилищного строительства и благоустройства среды. Каждый человек должен видеть и понимать, как конкретно будут развиваться его область, его район, его поселение.

Во-вторых, необходимо резко активизировать процесс межмуниципального обмена позитивными управленческими практиками и технологиями. Дефицит его зачастую становится причиной значительных разрывов развития муниципальных образований и, в частности, по их вкладу в общий бюджет области. Одни территории, такие, как Омутинский, Бердюжский, Ярковский, Голышмановский, Нижнетавдинский районы, в трёхлетнем горизонте показывают положительный рост местных доходов, на уровне 9% в среднем за год. А другие дают столь же устойчивое падение.

Почему одни собирают платежи и налоги, создают рабочие места, привлекают инвестиции, а другие – нет? Не потому ли, что одни все это хотят и умеют делать, а другие – не умеют и не хотят? Тогда надо делать выводы и самим муниципальным управленцам, и гражданам, которые их избирают. Я некоторые выводы уже сделал. На размер трансфертов из областного бюджета в муниципальные должно более существенно влиять количество и качество реализуемых инвестиционных проектов, а также количество вновь созданных субъектов предпринимательской деятельности и новых рабочих мест на территории муниципалитета. Стоит подумать и о развитии системы грантовой поддержки муниципалитетов, стимулирующей местную инициативу и предприимчивость.

В-третьих, должна быть кардинально пересмотрена модель отношений между муниципальным управлением и региональным уровнем власти. Пора уходить от иждивенческой позиции пассивного ожидания бюджетных денег или внешнего инвестора, которого за руку приведет губернатор. Должен быть и встречный поток инициатив! Да и внутренний инвестиционный потенциал территорий раскрыт далеко не полностью. Например, не раз случалось, когда новая идея, предлагаемая к осуществлению, вызывала и у муниципальных властей, и у частных предпринимателей аграрного сектора только одну реакцию: «А какая будет субсидия? А то, если её не будет, мы и делать ничего не станем».

Не мешало бы хоть иногда разворачивать на нужды области и составляющих её территорий и свой накопленный капитал. Почему бы не ориентироваться на образ действий руководства «Племзавода «Юбилейный»? Там в реконструкцию свинокомплекса было вложено до 2 млрд. рублей, а теперь в планах – новый инвестиционный проект ещё на 3,2 млрд. рублей. Такой подход к делу из редкости должен стать нормой.

Перечисляя сложившиеся в нашей области кластеры, я сознательно не упомянул о кластере лесопромышленном, потому что он в огромной степени недоразвит. Те ценные проекты, о которых я говорил выше, – лишь капля в море от возможного и остро необходимого. Мы выбираем сегодня лишь четверть от расчётной лесосеки, и наши перерабатывающие мощности загружены лишь на две трети. Это и колоссальная упущенная выгода, и немалый экологический ущерб от гниющего на корню леса.

Решение этой проблемы – в огромной степени вопрос управленческой воли. Туда, где она есть – как в Голышманово или Заводоуковске, приходят инвестиции, там возникают новые производства. А там, где её нет (причём зачастую именно в наиболее богатых лесом районах), – нет лесопромышленности. Этим кластером нам предстоит плотно заняться в самое ближайшее время.

Областная власть совершенно не снимает с себя своей доли ответственности за положение дел в регионе. Но она не «универсальный солдат», способный сделать всё и за всех. Её основная миссия – координация усилий и инициатив гражданских структур, местного самоуправления, делового сообщества, обеспечение им условий и оказание необходимой помощи.

Главным нашим общим делом в ближайшие годы должно стать создание в регионе по-настоящему благоприятного инвестиционного, предпринимательского, делового климата. Нам нужна такая среда, в которой любое полезное начинание, независимо от своих масштабов, не глохнет, а плодоносит.

Отношение к деловым начинаниям не должно зависеть ни от их масштаба, ни от их происхождения, внутреннего или внешнего. Нам удалось выстроить чёткую и гибкую систему работы с крупными инвестиционными проектами, пришедшими извне. Но всё ещё случается так, что тюменский малый и средний бизнес остаётся один на один со своими проблемами.

Генеральная цель понятна и прозрачна: новые собственные производства должны возникать в каждом муниципалитете. Простимулировать создание средних и малых производств даже в сельских территориях, с учётом их географической, инфраструктурной и ресурсной специфики, мы обязаны.

О резервах человеческого капитала

Что является ключом к решению всех тех проблем, о которых я говорил? Человеческий ресурс и капитал. Тюменская область богата талантливыми и энергичными людьми. Но этим сокровищем нужно уметь распорядиться. И тут еще многое предстоит сделать.

Нуждается в радикальном усилении профориентационная работа. Остро требуются квалифицированные специалисты индустриального сектора – рабочие, инженеры, механики, технологи. Рабочие места, которые мы создаем, должны заполняться жителями региона. Но сегодня, особенно на уровне органов местного самоуправления, их подготовка нередко ведется формально, без чёткого понимания нынешней и будущей ситуации на местном рынке труда, без учёта проектов развития экономики муниципального образования. Грамотную, дальновидную тактику выбрали в Голышманово – там параллельно со строительством лесоперерабатывающего завода два года готовили для него кадры, и теперь все 76 рабочих мест на нём заняли жители района. Вот тут и необходим горизонтальный обмен позитивными управленческими практиками.

Свою психологию должны перестроить и работодатели. Одна из причин слабой заинтересованности выпускников школ в получении индустриальных профессий – нежелание бизнеса связываться с молодыми кадрами без опыта работы, а также отсутствие приемлемого социального пакета и невысокая стартовая зарплата. Большинство работодателей желает получить готового квалифицированного специалиста, никак не участвуя в процессе его подготовки. Эта позиция понятна, но непродуктивна, и я призываю деловое сообщество её пересмотреть.

Я продолжаю вглядываться в будущее. Я вижу в нём цветущую, изобильную, преображенную Тюменскую землю. И я вижу тех, кто сделает её такой. Я вижу складывающуюся уже сейчас «коалицию успеха» – солидарное сообщество свободных и ответственных граждан, очень разных, но объединённых общими ценностями. А вы видите? Если да – так и будет.

Автор: Печатается в сокращении.