© 2001-2024 Сетевое издание Тюмень Медиа.
При использовании материалов ссылка обязательна.
Главный редактор Е.В. Стрельцова, e-mail t-l@obl72.ru, тел. (3452) 49-00-05
Информационная лента выходит при финансовой поддержке правительства Тюменской области.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77-67413 от 13.10.2016 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ГАУ ТО "ТРИА "ТюменьМедиа"
Разумное, доброе, вечное
Этот урок не похож на другие. Здесь не учат длинные правила, не решают сложных задач и никто не получает двоек. Тему урока разбитые на группы четвероклашки узнали, разгадав кроссворд. Сегодня мальчишки и девчонки говорили о вежливости. Вспомнили, какие слова используют вежливые люди, разыграли сценку о невоспитанном Буратино, порассуждали, каково живется мальчику, который носит очки...
Первая тема «Россия – Родина моя» и итоговый урок одинаковы для всех модулей нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики», в сокращённом виде – ОРКСЭ. Однако новым этот предмет можно назвать лишь относительно – в течение двух лет на пилотных площадках в двадцати одном субъекте РФ проводилась его апробация, а в качестве обязательного предмета во всех школах страны он введен лишь с начала этого учебного года. Родители четвероклассников школы №2 после анкетирования, рассказа о содержании каждого из шести модулей и индивидуальных бесед – все, как один, выбрали курс «Основы светской этики». Так же, как и большинство родителей Голышмановского района. По данным районного отдела образования, в этом году 257 четвероклассников начали изучать «Основы светской этики», родители 32 учеников выбрали «Основы мировых религиозных культур» и 30 – «Основы православной культуры». Три модуля, рассказывающие об основах исламской, буддийской и иудейской культур, у нас в районе оказались невостребованными.
– Все школы к началу учебного года были укомплектованы учебниками, – говорит методист Отдела образования И.А. Грабко. – Преподают новый предмет у нас в районе 24 учителя. Их подготовка началась зимой, каждый прослушал 72-часовой курс лекций, получил методические рекомендации, разработанные ТОГИРРО, проводились обучающие видеоконференции, на районных семинарах составляли программы и поурочные планы.
Совсем не обязательно всем ученикам одного класса учиться по одному модулю. Каждый мог выбрать тот курс, который нравится. Но, то ли боясь ущемить представителей других конфессий, то ли решив облегчить задачу учителям, большинство школ выбрало один модуль. К сожалению, по этой причине стала невыполнимой одна из целей предмета. Предполагалось, что ребята, изучающие разные модули, смогут обмениваться полученными знаниями на итоговых уроках. Лишь в одном классе района при выбранном большинством голосов модуле «Основы светской этики» двое учащихся решили изучать «Основы православной культуры». Для этого специально был подготовлен преподаватель.
Введение нового предмета вызвало немало толков среди родителей, учителей, а также представителей церкви. Обширные обсуждения развернулись в сети Интернет. Да и самим учителям, чего греха таить, в тонкостях преподавания такого неоднозначного предмета приходится разбираться по ходу, как и всегда при внедрении чего-то нового. Сегодня многие спорные вопросы разрешены.
– Трудности при выборе модуля у родителей возникали, поэтому нашей задачей было предоставить объективную информацию о каждом из них, – говорит тьютор курса, преподаватель голышмановской сельской школы Татьяна Васильевна Молоткова. – Когда расшифровывали аббревиатуру ОРКСЭ, все ловили лишь одно слово «религия». Возможно, поэтому большинство и остановило свой выбор на вроде бы нейтральной «Светской этике». Первое, на что мы обращали внимание родителей – предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, и преподавать его будут светские педагоги.
Вопрос оценки полученных детьми знаний интересовал не только родителей, но и самих учащихся.
– Детям отсутствие оценок было непривычно, – говорит учитель начальных классов школы №2 Юлия Викторовна Петрушенко. – Выставление отметок курсом не предусмотрено, работа на уроке оценивается словесно: «молодец», «умница». Но домашние задания никто не отменял. Они творческие: подготовка презентаций, кроссвордов, проектов, написание сказок. Предлагается привлекать родителей не только дома, но и к работе в классе.
Такая форма работы на уроках четвероклассникам по душе.
– На этом уроке интереснее, чем на остальных, – говорит Саша Дюков. – По русскому, математике пишем все время, здесь больше играем. И учебник мне нравится, много картинок, и вообще в нем есть все.
– Мы все активно работаем на уроке, учимся, как себя вести, может, кто-то подобреет – говорит Лена Батуева. – И домашние задания необычные, их интересно выполнять.
Всего на курс отведено тридцать четыре часа в год. Выходит один час в неделю, который, кстати, получен за счет сокращения часов чтения. Но учителя спешат успокоить – навыки чтения отрабатываются и на этом уроке, учащиеся регулярно работают с текстом. Но один момент, на котором заостряют внимание многие педагоги, – отсутствие преемственности предмета. Да, вопросы нравственного воспитания затрагиваются в течение всего периода обучения в школе на классных часах, на других уроках. Но на изучение всецело посвященного этим темам предмету отводится всего год. На районном методическом объединении учителей, преподающих ОРКСЭ, прозвучало сравнение предмета с прививкой, которая практически никогда не ставится единожды. Как не может быть эффективным воспитание время от времени, так и этот предмет – прививка нравственности, считают учителя, должен иметь свое логическое продолжение.
Очень важным является и активное участие родителей в изучении детьми этого предмета, ведь речь идёт об общечеловеческих ценностях, таких как добро, любовь, дружба, порядочность, труд, семья. Недаром в учебно-методический комплект входит не только книга для учителя, но и книга для родителей. Например, в селе Голышманово родители четвероклашек, выбравшие модуль «Основы мировых религиозных культур», аргументировали свое решение более чем разумно: «дать детям, живущим в многонациональной стране, возможность познакомиться с разными культурами, понять, что хотя и выглядят люди по-разному и каждый имеет свои традиции и обычаи, но все равны. Когда в стране так много конфликтов на национальной почве, правильное решение – научить уважать чужую культуру, быть более терпимыми. Пусть дети не запомнят какой-то термин, но этот предмет поможет им в жизни разобраться».
Свое мнение о предмете можно высказать в обсуждениях интернет-сообщества поселка по адресу vk.com/moiposelok
Фото Виталия Ракова