Медиакарта
20:11 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Чего стоит диплом инженера

Чего стоит диплом инженера
11:03 | 12 ноября 2012
Источник:

Однажды в кругу интеллектуалов зашел разговор о подготовке специалистов-дорожников отечественными высшими учебными заведениями. И пришли к такому выводу:

– Похоже, учат плохо, коль скоро наши дороги не блещут качеством. А кто-то из присутствующих заметил: «Вот поездили мы по Финляндии: та-акие автомагистрали!».

Увы, согласно рейтингу, проведенному американским институтом Gallup, Россия по качеству дорог занимает 128-е место из 148 возможных – рядом с Мавританией и Чадом. Всемирный экономический форум чуть подвинул нас – на 125-е место. Всемирный банк приподнял планку до 111. Как видим, рейтинг растет, опять-таки, возможно, благодаря инженерным кадрам. Однако в первую сотню по добротности наши трассы не вошли, точно так же, как и высшие учебные заведения страны.

И дело, как водится, не только в способностях мастеров и прорабов. Взять ширь земли Российской. Например, на территории Тюменской области смогли бы разместиться Франция, Германия, Дания. Еще и для Финляндии останется место. А дороги не даются даром, бюджет не резиновый.

Все-таки давайте остановимся на проблемах подготовки инженерно-технического состава дорожно-транспортного комплекса. Увидим, скорее всего, моменты как положительные, так и отрицательные. Сегодня кузницами кадров по автомобильным дорогам и аэродромам в России являются 69 вузов, на мостах и тоннелях специализируются 32 университета, 137 – готовят инженеров по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство». Два университета расположены в Тюмени.

– Проблемы подготовки кадров были, есть и будут, – примерно так говорит доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автомобильные дороги и аэродромы» Тюменского государственного архитектурно-строительного университета А. Шуваев. – Да и к массовому строительству дорог у нас приступили с началом освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса в 60-х годах прошлого века. Но это уже был третий этап. Второй – это когда промышленник Никита Давыдов перешел за Урал, который в ту пору назывался Каменный пояс или Большой Камень.

О первом этапе Иван Макаров, старший ямщик конвойной роты, сопровождая партию ссыльных из Перми до Томска через Тюмень и Тобольск, сочинил стихи, а композитор Александр Гурилев положил их на музыку:

Однозвучно звучит колокольчик,

И дорога дымится слегка,

И широко по вольному полю

Разливается песнь ямщика…

Дороги строили всегда. Как могли. И не всегда хорошо. Вот такая запись от семнадцатого века: «Дороги очень дурны; почти половина дороги состоит из деревьев, которые кладутся по болоту. Дерева эти во многих местах переломаны, а стороною нельзя ни ехать, ни идти… А лес клали мелкой еловой и осиновой, и березовой». А речь идет о дороге стратегического назначения, Ивангородской – на Нарву. (В настоящее время, буквально сегодня, автодорожный комплекс в этих краях облагораживают труженики тюменского ОАО «Мостострой-11»). В Сибири, говорили, трассы прокладывали лучше. Возможно, дерева для лежневок в Сибирской губернии с центром в г.Тобольске – сюда еще Аляска входила – рубили более добротные. Чего уж, я, автор, еще застал в наших краях лежневки.

Много о чем можно узнать, посетив музей университета. О том, например, что именно в бывшей Ямской слободе и располагается ныне здание ТюмГАСУ. Служивые Слободы несли государеву службу, осуществляли почтовые перевозки, заодно приводили в порядок дороги. Передвигались не только на санях, телегах и тарантасах, но и на речных стругах.

– Разработке нефтегазовых месторождений Западной Сибири препятствовали природно-климатические и инженерно-геологические условия, – продолжает Анатолий Николаевич. – Это в первую очередь вечная мерзлота и болота. Ну, кое-какой опыт в плане топей приобрели, прокладывая дороги в Белоруссии, но к Тюменщине опыт подходил не совсем – тут раскинулись болота с иными несущими свойствами. А разработки в плане строительства на вечномерзлых грунтах до 1985 года и вовсе были засекречены. Ко всему прочему нормативные документы тех времен при отсыпке несущих конструкций дорог предусматривали использование песчаных грунтов. Таковых за Уралом не оказалось, здесь преобладали грунты илистые, переувлажненные. Куда деваться, тогда волевым порядком непригодные грунты перевели в разряд пригодных. Естественно, надежность построенных дорог резко упала, уменьшились сроки службы. В конечном счете появились дополнительные затраты в процессе эксплуатации построенных трасс.

И тут без акклиматизированных в Сибири дорожной науки и высшего дорожного образования никак не обойтись. В 1964 году по инициативе Председателя Совета Министров СССР А. Косыгина в Тюмени открыли индустриальный институт с кафедрой автомобильных дорог. Через семь лет образовался специализированный ТюмИСИ – инженерно-строительный институт, ныне ТюмГАСУ – архитектурно-строительный университет. Вуз по праву поселился в доме на крутом берегу Туры. Что весьма характерно, в 1914 году за свой архитектурный облик здание удостоилось Золотой медали Парижской выставки. И тут же возникла кафедра автомобильных дорог. Но где взять ученых? Конечно, в СибАДИ. Вообще-то, этот вуз в годы войны родился именно в Тюмени, но после двух выпусков специалистов его перевели в Омск. Пора возвращать долги.

Из СибАДИ в ТюмИСИ прибыли молодые кандидаты наук. Новую кафедру возглавил М. Болштянский. Ассистентом у него был А. Шуваев. Пара отзывов об этих ученых. В СибАДИ идет распределение выпускников. «А ты чего беспокоишься? – говорят Марку однокурсники. – Тебе с красным дипломом прямая дорога в аспирантуру». Но отличник Болштянский напросился на федеральную дорогу «Колыма» и положенные 3 года отработал мастером. Транспортное средство у мастера: лошадь и сани.

Автор этих строк в свое время, правда, встречался с инженером-дорожником №4 за Уралом, бывшим начальником ДСУ-1 И.Тебякиным. Он начал укладывать в окрестностях Тюмени первые кило… нет, первые метры асфальта. «Студент Толя Шуваев проходил у меня летнюю практику в качестве мастера. Ну, во все вникал. Значит, думаю, далеко пойдет. Да и любой дорожной машиной управлял свободно».

На Самотлоре ученые и студенты ТюмИСИ вели научно-изыскательские работы. Кто-то после тяжелых трудов предложил сыграть в футбол. Где играть-то? Тайга кругом, сплошной бурелом. Ассистент А. Шуваев сел за рычаги бульдозера – и поле было готово».

Понятно, не ради футбола корпела наука в Среднем Приобье. На столе автора этих строк труды. Одна из книг озаглавлена «Применение торфа в качестве материала для возведения нижней части земляного полотна при строительстве нефтепромысловых автомобильных дорог в Западной Сибири». Авторы М. Болштянский, А. Линцер, Я. Каган, В. Семенов, В. Архипова, А. Шуваев, Я. Фукс. «Применение торфа» – в ту пору это было спасением для СССР. А Самотлор по сей день подпитывает Россию нефтедолларами.

Ладно, дело давнее. Давайте сегодня посетим ТюмГАСУ. Занятия в 704-й аудитории ведет доцент, кандидат технических наук С. Санников. Лекций сегодня нет, пятикурсники самостоятельно решают заданные по программе задачи.

– Что, способные ребята – без пяти минут инженеры? – задаю вопрос.

– Увы, звезд с неба не хватают, – вздыхает Сергей Павлович. – Понимаете, не умеют мыслить, не могут приводить аргументы в доказательство собственной позиции. А знаете почему? На мой взгляд, из-за широкого распространения в системе образования тестовой системы. Тест – это ведь лишь галочку поставить. Угадаешь – и ты в дамках. Зачем голову ломать.

Тест от автора. Единица измерения силы электрического тока: а) акр; б) баррель; в) фунт; г) ампер; д) ватт; е) миля; ж) вольт. Угадывайте!

– И, что довольно странно, – продолжает доцент, – таблицу умножения студенты не знают, без калькулятора или компьютера никак не обходятся. Но ведь это уже не вузовская программа.

Выпускницы Наталья Бирюкова и Анеся Колос счастливы, так как в числе первых в группе справились с задачей.

– И куда направите стопы, получив диплом? – интересуюсь.

– Скорее всего, в управление…

Желающих идти в мастера почему-то нет.

А вот еще случай. Иван Маркович Шумуртов – третий по счету начальник Управления автомобильных дорог Тюменской области. Основатель династии. Внук, кстати, тоже Иван, только что окончил ТюмГАСУ. И просится парень в штат конторы. Я стал невольным свидетелем разговора.

– Хочешь стать толковым специалистом – отправляйся в район на линейную должность ДРСУ, – предлагает П. Буйносов, начальник отдела по безопасности дорожного движения. – Иначе пропадешь, зароешься тут в бумагах, обюрократишься.

Не послушался Иван. Устроился в какой-то фирмочке. Но долго не усидел, ведь не зря говорят, беда, коль сапоги начнет тачать пирожник…

Мне очень хочется, чтобы внук Иван Шумуртов вернулся в дорожную отрасль. Еще не поздно…

Продолжение следует…

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/