Тюмень. Тюменские любители таланта сербского режиссера Эмира Кустурицы смогли задать известному гостю несколько вопросов. Общение прошло в филармонии после единственного в Тюмени концерта Эмира Кустурицы и его оркестра The No Smoking Orchestra. За время разговора Эмир ответил на десяток вопросов, порассуждал о политике, о мировом искусстве, творчестве. Информационное агентство «Тюменская линия» публикует полную версию творческой встречи, практически без правки и цензуры.
-Эмир, здравствуйте. В вашем фильме «Аризона Дрим» снялся Джонни Депп. Почему вы выбрали на главную роль практически неизвестного в то время актера?
-Джонни Депп, в первую очередь, хороший человек. Для меня гораздо важнее не статус актера, а какой он человек. По моему мнению, он самая чистая душа искусства и культуры. Мне было очень легко сделать фильм.
Я жил в Америке, но решил покинуть эту страну. Я должен был оставить след, сделать фильм на английском. Но, поверьте, это не американское кино, в этом фильме есть сербская душа.
-В фильме «Гавана, я люблю тебя» вы снялись в роли самого себя? Скажите, почему вы согласились на роль? Что для вас значит Куба?
-Мне часто задают этот вопрос. Я не играл самого себя. Я играл роль, которую мне дали. Я похож на героя именно нелюбовью к фестивалям. Я принял такую роль, потому что очень люблю Кубу и для этой страны сделаю все. Когда мне предложили играть роль в фильме, который будет посвящен Кубе, я согласился даже не читая сценарий.
-Какой жизненный опыт, на ваш взгляд, помогает режиссеру стать профессионалом? Или только талант играет роль?
-Очень сложный вопрос. В прошлом режиссеры были всемогущими людьми. В 70-е годы режиссеры были сильнее оружия, любой пули. Когда жили такие режиссеры, как Феллини, Висконти, Тарковский, Бергман, Довженко, Эйзенштейн, фильмы были самым могущественным способом показать мир.
Режиссер должен быть поверхностным и глубоким. Должен знать все понемногу и ничего достаточно. Например, представить режиссером Федора Достоевского трудно. Это невозможно. Одно дело писать сочинения, выражать свои мысли на бумаге в одиночестве и другое - создавать с группой. Мне было всегда тяжело достичь интимности в процессе работы.
Я долго снимал свои фильмы, иногда 14-15 месяцев. Много трудился. Ничего не делал легко в жизни. Я тип старого деятеля культуры. Я представляю противоположный тип Энди Уорхола. Когда американцы проводили рейтинг лучших деятелей искусства - Энди был на первом месте. Это стало кул-культурой, легким искусством. Относительно Достоевского сказали, что он им не нужен. Я - режиссер прошлого. Но это не значит, что я не буду делать новые фильмы. Сейчас я работаю над картиной «Любовь и война». Фильм состоит из трех частей.
Первая из них о человеке, который во время войны снабжает солдат, живущих в укреплении, молоком. Каждый день он проходит пять километров. Иногда, возвращаясь, он встречает по дороге змей и подкармливает их остатками молока. Проходит время. В деревне объявили, что война закончилась. Но этот конец войны был ложным. Человек решает в последний раз отнести молоко солдатам, убедиться, что все в порядке. По дороге обратно в деревню на него нападает змей. Он прыгает на него и начинает держать. Крепко. Через десять минут он его отпускает и уползает. Испуганный герой возвращается в деревню и видит страшную сцену: все жители зарезаны. Это первая притча. Остальные две увидите в кинотеатре.
-Кто в мире литературы для вас является кумиром? В вашей фильмографии много фильмов про цыган. Почему?
-Не так часто, как кажется. У меня всего два фильма о свободолюбивом народе. Это единственный народ, который выжил в промышленной Европе, во враждебных для них обстоятельствах, благодаря своему искусству и культуре. Удивительный народ. Жизнь для них это волшебство, так же, как и музыка, которую мы играем.
-Фильмы для режиссера - это некое спасение души. Это так?
-В хороших фильмах режиссер всегда видит то, что другие не могут увидеть. Режиссер знает и реконструирует ситуацию. Он создает, благодаря камере, много разных ситуаций, которые должны быть живыми. Они должны общаться с подсознанием зрителей. Важно вооружиться идеями и понять, что хороший фильм - хорошая идея.
-Что вы думаете о России?
Я люблю вашу страну. Сербия и Россия - братские страны. Я не могу говорить о политическом строе в вашей стране, потому что не живу здесь. Но я уверен, что в России и в Сербии не может быть демократии, которая есть в Америке или Англии. К сожалению, в России была уничтожена монархия, в Сербии - королевство.
В романе «Война и мир» Льва Толстого один из героев говорит: «Когда, наконец, придет Европа и этот мир сделает цивилизованным». В России, как и в Сербии, есть люди, которые мыслят поверхностно. Многие думают, что Белград может быть, например, как Амстердам. Некие силы работают на то, чтобы создать образ в умах людей, что Москва может быть Нью-Йорком. К сожалению, мы часто сомневается в собственной культуре. И это очень большая ошибка. Мы должны уважать свои традиции, культуру, предков и брать с Запада хорошее, а не плохое.
Мы берем много плохого. Например, на Западе качественно организовано социальное обслуживание населения. Вот это нужно перенимать. Надо быть осторожным и верить в страну, в народ, в культуру.
ФОТОГАЛЕРЕЯ.