Медиакарта
8:15 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Трудное детство

Трудное детство
13:58 | 28 июня 2010
Источник: Наша жизнь

Тяжело пришлось ребятам, чьё детство выпало на годы Великой Отечественной войны. В 1941 году героине моего рассказа было 14 лет. Мария Ивановна Данилова сейчас находится на заслуженном отдыхе. Более сорока лет она проработала учителем начальных классов в Казанской средней школе.

Вспоминая о прошлом, Мария Ивановна рассказала мне много интересных случаев из своего далёкого военного детства и о жизни своих сверстников, которые лишились возможности учиться в школе, играть в куклы и машинки, а наравне со взрослыми трудились и рано повзрослели.

Семья Огаровых (девичья фамилия Даниловой) ещё до войны была сослана в Уватский район. Рано умер отец. Старший брат завербовался на работу в Заполярье. Мать работала в колхозе. Когда началась война, все полевые работы легли на плечи женщин, подростков и детей.

В начале лета Машу вместе с другими ребятами посылали на прополку картофельного поля. Трава резала руки, особенно крепок был осот. Тянуть его голыми руками было невозможно, поэтому их обматывали тряпками. Потом начинался сенокос. Сена нужно было много, выкашивали даже берега реки и ляги (болотистые места с кочками и осокой). Жить ребятам в это время приходилось в лесу, в избушке косарей, в которой только и было, что одна русская печка. Спали вповалку.

Вставали с рассветом, чтобы накосить травы до завтрака. К месту косьбы шли пешком. Ходили тогда в лаптях и длинных юбках. Иногда роса смачивала подол настолько, что приходилось его выжимать. От этого было холодно и неприятно. Дорога шла через лес и болото, а для безопасности брали длинные палки и шли след в след. К завтраку возвращались к избушке, а затем шли метать подсохшее сено. Сгребали его в валки, затем мальчишки на конях возили сено к стогу, предварительно уложив его на волокушу (приспособление, сплетённое из ивовых прутьев). Взрослые метали стога.
Тяжёлый физический труд сильно выматывал неокрепшие тела. Уставали не только люди, но и лошади, которые не могли работать бесконечно, поэтому иногда приходилось запрягать коров и быков.

Дети голодали, потому что большую часть урожая отправляли на фронт. Мария Ивановна вспоминает, как однажды еле дошла до места, где ждал обед. Она упала на спину в изнеможении. А сил подняться не было, несмотря на то, что её ждали, остывая, четыре картофелины.

За молодёжью присматривал дед, который, ворча и покрикивая, руководил работой. Но детство брало своё. Как только выдавалась свободная минутка, ребята бежали на речку купаться. Осенью начиналась другая работа – дёргали лён. У каждого была своя норма. Зимой тоже не отдыхали. Каждой семье давали какое-то задание. Мать Маши резала вымоченное дерево на длинные полоски, затем из него на станке ткала рогожи, а из рогож уже шили мешки.

Маша Огарова была девочкой ответственной, поэтому её отправляли нарочным в соседнюю деревню, что находилась в 11 километрах, чтобы доставить в контору сводку о проделанной за неделю работе. Дорога шла через речку. Девушке страшно было ходить одной. Она боялась диких зверей и часто по дороге громко пела частушки или бренчала прихваченными с собой железками, чтобы отпугнуть дикого зверя.

Однажды, заходя в лес, услышала чьё-то фырканье. Остановилась в растерянности. Но это оказались жеребята.

В 1943 году Мария уехала в Тобольск и поступила в педучилище. После учёбы вернулась в деревню, где её уже ждали с нетерпением.

Много испытаний выпало на долю Марии Ивановны Даниловой. И мы, нынешние школьники, испытываем к этой женщине и всем её сверстникам уважение и благородность за то, что они сделали для победы, для страны и для нас.

Валерия ЗВОРЫГИНА
с.Казанское