Медиакарта
16:02 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Масштабный разговор о перспективах

На прошедшей неделе, 8 ноября, в нашем районе с коротким визитом побывал депутат Тюменской областной Думы Владимир Ильич Ульянов. Скоротечность рабочей поездки депутата была обусловлена необходимостью в короткие сроки побывать на всех закреплённых за депутатом территориях избирательного округа с двумя важными миссиями: во-первых, узнать самые сложные и актуальные проблемы, как говорится, из первых уст, а во-вторых, повстречаться с депутатами местных Дум и главами районов для разъяснения некоторых особенностей принятого областного бюджета и обсудить послание губернатора региона В.В. Якушева.

После встречи с главой района Е.М. Золотухиным, в ходе которой были подняты вопросы социально-экономического положения района, потенциал привлечения в наш край инвесторов, а также возможности увеличения доходной части бюджета за счёт скрытых резервов, Владимир Ильич Ульянов побеседовал с депутатами и руководителями предприятий и организаций.

-Наверное, все заметили, что за последние два года наш регион сделал значительный рывок вперёд в плане строительства и ввода различных промышленных предприятий, создания благоприятных условий для привлечения инвесторов и активного, взаимовыгодного сотрудничества с ними, в развитии социальной сферы и многих других направлениях. Думаю, и в вашем районе многие эти перемены ощутили на себе. Ларчик открывается просто – нам необходимо в кратчайшие сроки перестроить свою работу так, чтобы потеря налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) не пробила такую финансовую брешь, которую, спохватись позже, нельзя было бы залатать. Именно на этом важнейшем принципе нынче построен и бюджет области, и Послание губернатора В.В. Якушева областной Думе.

Этот год – последний, когда мы ещё получим за счёт НДПИ около 80 млрд. рублей. Затем бюджет будет формироваться только за счёт других поступлений, в числе основных – налоги на прибыль и на доходы физических лиц. И потому главная стратегическая задача и правительства, и местных властей, и, безусловно, всех жителей области – наращивание налогооблагаемой базы, то есть увеличение прибыли предприятий и организаций и доходов населения. Но, и обращаю на это особое внимание, не в плане – «увеличьте дотации, субсидии, господдержку из бюджета, добавьте оклады – и отчислений станет больше», ибо добавлять и увеличивать просто неоткуда, а за счёт различных инвестиций, пуска новых и увеличения мощности уже имеющихся производств, роста товарооборота, выявления скрытых резервов и других форм и методов.

На протяжении нескольких лет мы говорили о том, что нужно развивать территории, повышать доходы, и вот пришёл срок спросить – насколько результативно сработали главы районов и городов, главы поселений, депутаты Дум всех уровней и руководителей предприятий и организаций. Теперь их деятельность будет оцениваться по нескольким критериям: насколько эффективно используются бюджетные средства, есть ли рост налогооблагаемой базы, и третье - активность в привлечении инвесторов. В отношении местной власти в приоритетах – рост доходов территории и программный метод финансирования (отмечу, что до 70% бюджета идёт под конкретные программы, разработанные на местах, которые ставят конкретные задачи и должны иметь конкретные результаты). Губернатор привел в пример, что Бердюжский, Омутинский, Ярковский, Голышмановский, Нижнетавдинский районы за трёхлетний период стабильно идут с ростом своих доходов в среднем на 9% в год, остальные не то что увеличивают, а также устойчиво их снижают. В то же время, допустим, Уватский район по программам расходует больше 90% средств, а в других показатель колеблется в районе 40 – 50%.

Расходная часть бюджета в этом году составила рекордную цифру – 192 млрд. рублей при населении по югу области в 1 млн. 320 тысяч человек. При этом доходная часть 2013 года формируется из расчёта 122 млрд. рублей – из-за ухода НДПИ. Однако не могу обойти вниманием и такие факты: бюджет Курганской области составляет всего около 30 млрд. руб. при населении на 350 тысяч человек меньше, чем у нас; в Челябинской, соответственно, 85 млрд. рублей и 3,5 млн. человек; в Свердловской – около 150 млрд. рублей и 4,5 млн. человек. Таким образом, даже при снижении доходной части, на душу населения у нас выходит довольно неплохой показатель, хотя и уменьшающийся. В своём Послании губернатор ставит следующие задачи. Во-первых, муниципальная власть должна расширить, обновить и активизировать свою работу с жителями районов и городов. Через сходы, встречи, индивидуальные беседы узнавать конкретные потребности населения: абсолютному большинству нет дела до сложностей в соседнем районе, городе, даже селе – им важнее решить свои проблемы. Но и здесь нужен не местечковый подход – одному нужен колодец, второму – асфальт возле дома… - а решение вопроса, который поможет максимальному числу жителей населённого пункта.

Второе – не надо изобретать колесо… То есть глава региона призывает активнее использовать возможности межмуниципального обмена позитивными новшествами и технологиями.

И ещё одна задача – привлечение инвесторов. Безусловно, в этом отношении города имеют более привлекательные условия, однако и некоторые муниципальные образования за счёт инвестиционных программ имеют довольно значительный довесок в свой бюджет. Поэтому стоит пристально ещё раз рассмотреть потенциал своего района, и, возможно, отыскать ту нишу, в которую мог бы войти инвестор. Например, тот же Уватский район, который, вроде бы, имеет неплохие доходы из-за добычи нефти, и в то же время – практически не использует лесные ресурсы, как, кстати, и во многих других районах.

Незаслуженно «в пристяжных» в нашей области оказались торговля и сфера услуг, а между тем они дают целых 20% бюджета области. Между тем, развитие малого и среднего бизнеса у нас ежегодно составляет 2 – 3 процента, что, естественно, недостаточно. Здесь важна частная инициатива граждан: чтобы они готовили эффективные бизнес – планы, вкладывали свои средства, и тогда, конечно, пойдёт навстречу и область – с поддержкой по всем направлениям.

Если всё это обобщить, то нам просто нужно научиться зарабатывать на том, что раньше, вроде, и не забывалось, но и во главу угла не ставилось.

Возвращаясь к бюджету области на 2013 год, не могу не заметить, что мы сознательно планировали его с некоторым дефицитом – доходы в 122 млрд. рублей, расходы в 140 млрд. рублей. Почему? Потому что рассматривается возможность его покрытия за счёт увеличения поступлений налога на прибыль и других источников. На 2014 – 2015 годы запланированы доходы в пределах 120 млрд. рублей, но это уже при полном исключении НДПИ. В то же время в 2013 году предполагается рост валового регионального продукта 7%, а в 2015 - уже около 20%. Особое внимание обращу на сельское хозяйство: здесь также упор делается на увеличение выпуска продукции, хоть и небольшое – в пределах 2 – 2,5% в год.

За прошедшее время правительство области постаралось максимально закрыть потребности в области здравоохранения, образования, социальной политики, поэтому на первое время расходы по этим направлениям не должны быть напряжёнными. Замечу, что практически по всем отраслям запросы выполнялись в полном объёме, за исключением тех, которые не были обеспечены соответствующей документацией, или имели недостаточную экономическую обоснованность.

В обсуждении поднятых проблем и поставленных перед муниципалитетами задач приняли участие глава района Е.М. Золотухин, который обозначил перспективы развития нашей территории, председатель районной Думы Ю.В. Киммель, а также депутаты Думы и специалисты администрации района.

Динамика роста

В рамках обсуждения Послания губернатора области В.В. Якушева, своё мнение высказывает депутат Тюменской областной Думы по нашему избирательному округу Владимир Васильевич Завьялов:

—На первый взгляд мне показалось, что губернатор в своем послании уделил слишком много внимания тому, что сделано за последние пять лет. Но это только на первый взгляд. Вернувшись из филармонии, я уже осмысленно прочел документ и убедился, что это было сделано правильно. Объясню, почему. В мой депутатский округ входит восемь районов — Абатский, Сладковский, Армизонский и другие отдаленные от областного центра муниципальные образования. И пусть со временем все реже, но все-таки их жители на встречах с депутатами жалуются на жизнь. В основном это характерно для людей старшего поколения. Вероятно, здесь имеет место и то, что к позитивным изменениям быстро привыкаешь и перестаешь их замечать, как говорят в народе, «глаз замыливается». Поэтому совсем нелишне, что губернатор обратил внимание на те серьезные результаты, которых мы достигли за последние пять лет.

Озвученные цифры и конкретные примеры говорят сами за себя: рост инвестиций в Тюменской области — выше среднего по России, индекс промпроизводства за пять лет составил более 180%. В последние годы наш бюджет теряет НДПИ, и к этой потере мы готовились достаточно долго. А сейчас самые важные налоговые источники для бюджета области — налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. То есть потерю НДПИ мы уже перекрыли такими крупнейшими проектами, как Уватский, на котором мы добываем 6 миллионов тонн нефти, Антипинский нефтеперерабатывающий завод, на строительство которого мы смотрели скептически еще в 2006 году. Я, как профессиональный нефтяник и газовик, тоже думал: откуда мы будем брать нефть и как намерены конкурировать с таким крупнейшим соседом, как омский НПЗ — одним из крупнейших в России? А сегодня мы уже понимаем, что наш завод — один из двух крупнейших в стране, построенных за последние два десятка лет. Строится уже третья очередь, и переработка составит 6 миллионов тонн нефти в год. В Тюменской области также строится крупнейшее в Европе предприятие нефтехимической промышленности — «Тобольск-Полимер». Это список можно продолжать.

Когда по Европе широкими шагами идет финансовый кризис, первыми, как правило, урезаются социальные программы и капитальное строительство. У нас этого не произошло: в этом году мы, по-видимому, введем рекордное количество жилья — 1 миллион 220 тысяч квадратных метров, в прошлом году ввод жилья составил чуть более 1 миллиона квадратов. Динамика роста ощущается практически по всем направлениям развития нашей области. То есть те амбициозные задачи, которые мы ставили перед собой пять лет назад, удалось выполнить.

Автор: Владимир МИХАЙЛОВ