Часто приходится слышать: «У нашей молодёжи нет ничего святого. Подростки безразличны ко всему, бесчувственны как к радости, так и к горю других. А как они говорят!»
Общаясь с детьми ежедневно, не могу согласиться с таким утверждением, хотя многое вызывает тревогу. Нет, не бесчувственны наши дети, а скорее чутко воспринимающие всё, что их окружает. Они пребывают в среде, которая, к сожалению, часто подпитывает их словесной «отравой». Смотрит ребёнок рекламу по телевизору, слышит, как говорят вокруг, и получает порцию словесного яда. Чего греха таить, даже родители часто не следят за своей речью. Как противостоять этому? Что может явиться в этой ситуации средством исцеляющим?
Поисками ответа на этот вопрос занимались участники семинара, прошедшего в селе Тюнёво 20 октября. По плану работы базовой школы на мероприятие были приглашены учителя Бухтальской, Новопокровской, Тарманской школ, а также учитель русского языка и литературы школы № 70 города Тюмень Галина Юрьевна Синицына. Определяя тему разговора, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Тюнёвская СОШ» Татьяна Петровна Галиева тщательно изучила естественную речевую среду, окружающую ребёнка. В обращении к собравшимся она представила свои выводы о том, что речь учителя в школе может стать определяющим звеном в решении сложнейших задач, а потому внимание к ней должно быть у нас особым.
Живой интерес у слушателей вызвало выступление Г. Синициной. Опираясь на свой богатый педагогический опыт, она убедила нас в том, что приобщение ребят к культуре происходит не только при изучении русского языка, литературы, истории и других предметов, но и под влиянием того, что они слышат, что читают, с кем общаются – одним словом, под влиянием той среды, в которую они погружены, от которой зависят ежедневно, ежечасно. Говоря о требованиях к речи учителя, Синицина напомнила слова академика Д.С. Лихачёва: «Язык не только лучший показатель культуры, но и лучший воспитатель человека. Чёткое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил её суть. Точность, правильность и прямота без грубых слов в языке – нравственный показатель работы, товарищества, семейной жизни, залог успеха в учении».
В обсуждении было отмечено, что результаты деятельности учителя, школы в области формирования образованной, культурной личности определяются в значительной мере семьёй. Успех нашего общего дела во многом зависит от сложившихся норм речевого поведения в доме, от воспитания матерью и отцом у ребенка чувства патриотизма, трепетного отношения к семье, родине, языку.