Ускоряющимися темпами жизнь современного человека перемещается в пространство сети Интернет. Речь идет не только о повседневном общении, возможности совершать покупки и заказывать услуги посредством компьютера. Переходят на электронное взаимодействие и государственные структуры. С 1 июля 2012 года по требованию федерального законодательства гражданин, обращаясь в государственные или муниципальные учреждения за предоставлением услуг, не обязан собирать справки из других органов власти. Пакет необходимых сведений должен формироваться через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). О том, как в Голышмановском районе ведется работа по переходу на оказание электронных услуг, рассказала руководитель аппарата Главы района Н.В. Шахова.
– Какие электронные услуги доступны жителям нашего района уже сегодня?
– Предусмотрены услуги в сфере социальной защиты населения, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, в сфере образования. На сегодня основное электронное взаимодействие нами производится с органами социальной защиты и с комплексным центром социального обслуживания. В соцзащиту люди чаще всего обращаются за предоставлением путевок в реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, предоставлением материальной помощи, гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации, возмещением расходов по найму жилья детям-сиротам... Самый распространенный запрос при оказании услуг в этих структурах – это справка о составе семьи. Поэтому прежде всего мы гражданам рекомендуем зайти в администрацию сельского поселения, чтобы сверить данные о составе семьи. При последующих обращениях в КЦСОН или соцзащиту уже не нужно будет предоставлять эту справку, она будет запрашиваться специалистом в электронном виде из администрации.
– Наталья Васильевна, теперь наверняка облегчится сбор документов молодыми семьями, участвующими в жилищных программах?
– К сожалению, пока нет. На сегодня к системе межведомственного электронного взаимодействия подключены региональные и большинство муниципальных органов. Территориальные подразделения федеральных структур будут представлены здесь немного позже. А жилищные программы находятся в федеральном ведомстве.
– Где можно получить информацию о видах оказываемых услуг и необходимых для их получения документах?
– По каждой услуге, которую оказывает учреждение, утверждены административные регламенты, где указан перечень документов, которые граждане должны предоставлять, сроки и условия предоставления услуги. С этими регламентами каждый желающий может ознакомиться на сайте администрации района. На уровне администраций сельских поселений предусмотрено всего четыре регламента по оказанию электронных услуг. Также эти данные можно получить непосредственно в организации. Например, в здании администрации района рядом с кабинетами располагаются информационные стенды по каждой услуге.
– Все ли организации района готовы к переходу на электронное взаимодействие?
– Не все ведомства готовы технически. Нами направлена заявка на приобретение компьютеров. Параллельно работает Ростелеком, увеличивает скорость Интернета. Чтобы осуществлять взаимообмен внутри администрации и с другими организациями, мы создали локальную сеть.
– Насколько эти услуги доступны жителям нашего района? Ведь многим привычнее собирать справки по старинке.
– Естественно, обязательное условие – это наличие компьютера и Интернета. В районе продолжают активно действовать курсы повышения компьютерной грамотности «Расширяя горизонты», слушатели как раз изучают процесс получения госуслуг, знакомятся со всеми преимуществами данного сервиса. С 2013 года всем желающим будут выдаваться электронные карты. Пока центр информационных технологий занимается их изготовлением, чтобы обеспечить работу ведомств. По этой электронной карте гражданин сможет запрашивать услугу самостоятельно через Интернет с домашнего компьютера. В дальнейшем она станет идентификатором для обращения по всем видам услуг. Также перед Правительством Тюменской области стоит задача создания МФЦ, многофункциональных центров по оказанию услуги в любом органе. Гражданин лишь предоставляет заявление и обязательные документы. А те, которые запрашиваются в электронном виде, добывает оператор центра. Пока такие центры запускаются лишь в Тюмени и Ишиме. Постепенно будет создана и база по отслеживанию запросов, на какой стадии они находятся.
Получить госуслуги в социальной сфере (например, узнать о штрафах ГИБДД, состоянии лицевого счета в ПФР) голышмановцы могут, зарегистрировавшись на Едином портале государственных услуг Российской Федерации gosuslugi.ru. Полученные в результате регистрации логин и пароль необходимо ввести в личном кабинете, а затем в разделе «Органы власти» выбрав «Региональные органы власти», можно посмотреть весь перечень предоставляемых услуг, оказываемых в Тюменской области. Всего на федеральном портале на текущий момент доступно 23 региональных услуги.