Медиакарта
17:53 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Отношения производителя и торговли - улица с двусторонним движением

Отношения производителя и торговли - улица с двусторонним движением
12:19 | 29 июня 2010
Источник: Красное знамя

Менее чем за год доля молочной продукции местного производства в магазинах района возросла с 29,9 до 49,7%. За этот же период на всех предприятиях "столичного" увеличилась реализация продуктов питания.

Разумеется, эти два факта тесно взаимосвязаны. В администрации района разработана целевая программа по реализации продукции местных товаропроизводителей на 2009-2010 годы.

По информации начальник отдела по содействию занятости населения района Натальи Артёмовой, в 13 муниципальных образованиях прошло почти два десятка встреч производителей и переработчиков с представителями розничной торговли, где состоялась дегустация продукции, выпускаемой Боровским молочным заводом, госплемзаводом "Тополя", агрофирмами "Луговская" и "Каскаринская", совхозом "Червишевский", птицефабриками "Тюменский бройлер" и "Пышминская", "Кооппромом", рыбоперерабатывающим предприятием "Акватика". Результатом встреч стало заключение десятков договоров поставки. Кроме того, более 150 торговых точек приняли участие в областной акции "Покупаем тюменское!".

В рамках целевой программы в 2009 году предприятия АПК приняли участие в 6 областных и 2 районных ярмарках, с начала 2010-го - уже в 4 областных и 5 районных.

Сельские ярмарки состоялись в наиболее крупных муниципальных образованиях "столичного" - Боровском, Винзилях, Богандинском, Каскаре, Московском, но о необходимости такой формы торговли говорят сегодня и на других территориях. Для производителя ярмарки - это гарантированный уровень продаж, активное изучение спроса на свою продукцию и продвижение новых её видов. Для покупателя - это возможность приобрести качественный и свежий товар по демократичным ценам, ведь из цепочки "конвейер - прилавок" исключены такие затратные звенья, как посредники.

Продукция наших сельхозпроизводителей широко представлена в торговых точках кооператива "Головино", которые открылись в пяти МО. Сокращение посреднических затрат и высокая оборачиваемость средств за счёт низких цен позволяют функционировать магазину, получившему название "Социальный". Он расположен в торговом центре посёлка Винзили, и на его прилавках представлен весь широчайший спектр продукции, производимой в районе.

И всё же, несмотря на целый комплекс мер, вопрос увеличения продаж продукции, производимой в Тюменском районе, на территории наших сёл по-прежнему актуален. Доля местных товаров всё ещё низка. 49% "молочки" означает, что оставшиеся 51% занимает продукция сторонних производителей - далеко не всегда качественная, как признают сами работники торговли. Менее 50% составляют продажи другого социально значимого товара - хлеба, произведённого в Тюменском районе.

Местная продукция заслуживает большего к себе внимания и тому немало доказательств. Только натуральное молоко использует в производстве Боровский молочный завод. Объем переработки - 10 тонн в сутки. Поставщики завода - СПК "Ембаевский", учхоз сельхозакадемии, агрофирма "Сургутская" и ЛПХ. Стратегическая задача предприятия - переработка всего сырья, производимого на личных подворьях населения района. Сегодня в ассортименте завода - 37 наименований продукции, которая благодаря её высокому качеству идёт в 70 детских садов, в детские оздоровительные учреждения, комбинаты школьного питания, санатории Тюмени и Тюменского района. В 2008-2009 годах здесь провели модернизацию предприятия: ввели два новых цеха с высокопроизводительным оборудованием, построили современную холодильную камеру. Увеличивая объёмы и ассортимент, одновременно работали и над ростом объёмов продаж. В торговых точках Тюмени и Тюменского района было проведено 73 презентации продукции БМЗ, завод принял участие в акции "Покупаем тюменское!" и во всех сельских ярмарках. В результате объём реализации продукции БМЗ в первом квартале 2010-го составил 163% к такому же периоду 2009-го. Но возможности предприятия не исчерпаны. Его мощности загружены сегодня только на 70%.

Из собственного сырья производит всю молочную продукцию госплемзавод "Тополя". Высокое качество молока обеспечивает качественное кормление животных: в "Тополях" давно отказались от силоса, перешли на сенажный корм, дают коровам подсолнечный жмых. Здесь завершается модернизация молочного цеха, который планируется запустить в конце июля. В месяц перерабатывается 230-240 тонн молока - оно фасуется, превращается в сливки, творог, сливочное масло. Вся продукция реализуется в Тюмени и Тюменском районе, её берут около 30 детских учреждений, школы, детские дома.

Свою сертифицированную лабораторию запустили в "Червишевском". Перерабатывающий цех совхоза выпускает 7 тонн продукции ежедневно, используя лишь половину производимого молока. "На склад" здесь не работают, вся продукция поставляется в торговую сеть свежей и строго по заявкам. Будет больше заявок - увеличить объёмы не проблема.

В агрофирме "Луговская" сейчас ежедневно надаивают 16 тонн молока, к концу года планируют получать до 20 тонн. В прошлом году был реконструирован завод, установлен новый пастеризатор, гомогенизатор, предприятие укомплектовано кадрами переработчиков. Готовая продукция транспортом агрофирмы завозится в 250 магазинов города и района. На 36% увеличилась доля выручки от реализуемой продукции.

Но свой цех перерабатывает лишь половину производимого молока. Ежедневно 8 тонн продукции приходится сдавать крупному переработчику, который всеми правдами и неправдами стремится сбить цену на сырьё. Между тем в агрофирме готовы перерабатывать всё надоенное молоко - был бы спрос...

В общем, у местных товаропроизводителей потребность в услугах местной же торговли высока. А что думают по этому поводу владельцы магазинов?

В том, что у молочной, мясной и овощной продукции, произведённой в нескольких километрах от магазина, качество выше, чем у привозной, предприниматели не сомневаются. Но этого недостаточно для более активных продаж. Торговля считает, что маленькие магазины, рассыпанные по всему району, заслуживают больше внимания со стороны производителей. У предпринимателей создалось впечатление, что производители в первую очередь озабочены своими отношениями с крупными торговым сетями. Имея дело с мелкими торговыми точками, могут и график завоза сорвать (к примеру, привезти молоко в конце дня), из десяти заказанных позиций доставить только две и т.д. Зато переработчики из-за пределов района и области не гнушаются "глубинкой", они действуют более гибко - и по ассортименту, и по цене - и с лёгкостью занимают пустующую нишу. Они готовы отдать продукцию по ценам ниже себестоимости - лишь бы закрепиться на рынке.

Взаимоотношения производителя и торговли - это улица с двусторонним движением. Потому и проводятся в районе такие встречи, когда стороны могут познакомиться друг с другом, высказать взаимные претензии и даже ... поблагодарить партнёров. Например, на встрече, состоявшейся в мае, добрые слова в адрес торговли высказал директор госплемзавода "Тополя", а Боровский молочный завод заслужил похвалу за оперативное реагирование на просьбы предпринимателей.

Подобная встреча в нашем районе не первая, и мы рассказывали о них на страницах нашей газеты. По уже сложившейся традиции состоят они из двух частей: заседания в администрации "столичного" и экскурсии по предприятиям.

За "круглым столом" предпринимателей познакомили с обзором федеральных законов, дали необходимую информацию о сертификации и декларировании качества пищевых продуктов. Новеллы в законодательстве дают больше свободы предпринимателям, но и ответственности на них налагают немало.

Представителям торговли напомнили о том, что отменена значительной части проверок не должна расслаблять их, что пора покончить с привычкой наводить порядок лишь от визита до визита контролирующих органов. Доверие покупателя завоевать нелегко, птребитель оценит системное качество, а не бессистемное.

Перед предпринимателями выступил глава района Андрей Линник. Он проанализировал результаты, достигнутые за год, - они неплохие, но резервов ещё предостаточно. Присутствие на наших прилавках 80% молока, 60% масла, 80% хлеба, произведённого в районе, вполне реально. От этого выиграют и переработчики, и покупатели. Глава предложил создать в районе совет предпринимателей и пригласил представителей малого и среднего бизнеса к активному диалогу.

А затем работники торговли вместе с руководителями сельхозпредприятий покинули зал заседаний, погрузились в автобус и поехали по предприятиям.

Что увидели? Очень много интересного и нового для себя. Например, узнали, что в кролиководческом комплексе "Рощинский" производят 76 видов полуфабрикатов, в ассортименте есть даже кроличьи языки. Что колбасу делают по старым, советским ещё ГОСТам, потому она и колбасой пахнет. Что ООО "Рыбник" из Горьковки производит аж 300 наименований продукции. Что на кондитерской фабрике "Квартет" готовы не только сделать конфеты с любой начинкой, но и упаковать в эксклюзивные коробки хоть с вашим портретом. Кстати, здесь, на "Квартете", прямо за дегустационным столом составили список предприятий торговли, а руководитель фабрики обещал сгруппировать их по трактам, связаться с каждым, определить конкретные объёмы поставок и доставить заказы по адресам. А будут объёмы - можно и о снижении цен говорить. Ведь в этой цепочке от производителя до покупателя действительно всё взаимосвязано.

Тамара НЕКРАСОВА.

Наша справка

Загруженность производственных мощностей производителей продуктов питания в районе в августе 2009 года составляла 62%, в июне 2010-го - 95%.

За неполный год продажи молочных изделий местного производства на ряде территорий выросли в два-три раза. Так, в Муллашах в июне прошлого года этот показатель составлял 61%, сегодня - 99,6%, в Винзилях с 31% вырос до 86,2, в Богандинке - с 21% до 64,5.

Летом прошлого года в шести муниципальных образованиях - Онохинском, Созоновском, Каменском, Княжевском, Нижнепышминском и Чикчинском - молочной продукцией, произведённой в нашем районе, не торговали вообще. Сегодня её доля на большинстве этих территорий - от 10 до 36,7%. По-прежнему торгуют молочными продуктами только из других районов и областей лишь в Чикче и Княжево.

В магазинах района доля продукции, произведённой на наших предприятиях, составляет: яйца - 82,2%, куры - 71,4%, хлеб - 49,4%, мясо, колбасы - 35,7%, масло - 25,4%, рыба - 20,9%.

В мае 2010 года 100% хлеба, выложенного на прилавки магазинов Андреевского, Борковского, Мальковского и Княжевского муниципальных образований, было произведено в Тюменском районе. Совсем не торговали нашим хлебом в Горьковке, Каменке и Успенке.

Местные мясо и колбасы в мае этого года невозможно было купить в Княжевском, Кулаковском, Наримановском, Нижнепышминском, Новотарманском муниципальных образованиях.

Только тюменские куры были на прилавках андреевских, борковских, боровских, горьковских, наримановских, нижнепышминских и новотарманских магазинов.

Значительная доля или все 100% яйца, продаваемого в районе, произведены на наших птицефабриках. Не купить местных яиц лишь в Каменке и Созоново.

(По информации администрации района).