Менее чем за год доля молочной продукции местного производства в
магазинах района возросла с 29,9 до 49,7%. За этот же период на всех
предприятиях "столичного" увеличилась реализация продуктов питания.
Разумеется, эти два факта тесно взаимосвязаны. В администрации района
разработана целевая программа по реализации продукции местных
товаропроизводителей на 2009-2010 годы.
По информации начальник отдела по содействию занятости населения района
Натальи Артёмовой, в 13 муниципальных образованиях прошло почти два
десятка встреч производителей и переработчиков с представителями
розничной торговли, где состоялась дегустация продукции, выпускаемой
Боровским молочным заводом, госплемзаводом "Тополя", агрофирмами
"Луговская" и "Каскаринская", совхозом "Червишевский", птицефабриками
"Тюменский бройлер" и "Пышминская", "Кооппромом", рыбоперерабатывающим
предприятием "Акватика". Результатом встреч стало заключение десятков
договоров поставки. Кроме того, более 150 торговых точек приняли
участие в областной акции "Покупаем тюменское!".
В рамках целевой программы в 2009 году предприятия АПК приняли участие
в 6 областных и 2 районных ярмарках, с начала 2010-го - уже в 4
областных и 5 районных.
Сельские ярмарки состоялись в наиболее крупных муниципальных
образованиях "столичного" - Боровском, Винзилях, Богандинском, Каскаре,
Московском, но о необходимости такой формы торговли говорят сегодня и
на других территориях. Для производителя ярмарки - это гарантированный
уровень продаж, активное изучение спроса на свою продукцию и
продвижение новых её видов. Для покупателя - это возможность приобрести
качественный и свежий товар по демократичным ценам, ведь из цепочки
"конвейер - прилавок" исключены такие затратные звенья, как посредники.
Продукция наших сельхозпроизводителей широко представлена в торговых
точках кооператива "Головино", которые открылись в пяти МО. Сокращение
посреднических затрат и высокая оборачиваемость средств за счёт низких
цен позволяют функционировать магазину, получившему название
"Социальный". Он расположен в торговом центре посёлка Винзили, и на его
прилавках представлен весь широчайший спектр продукции, производимой в
районе.
И всё же, несмотря на целый комплекс мер, вопрос увеличения продаж
продукции, производимой в Тюменском районе, на территории наших сёл
по-прежнему актуален. Доля местных товаров всё ещё низка. 49% "молочки"
означает, что оставшиеся 51% занимает продукция сторонних
производителей - далеко не всегда качественная, как признают сами
работники торговли. Менее 50% составляют продажи другого социально
значимого товара - хлеба, произведённого в Тюменском районе.
Местная продукция заслуживает большего к себе внимания и тому немало
доказательств. Только натуральное молоко использует в производстве
Боровский молочный завод. Объем переработки - 10 тонн в сутки.
Поставщики завода - СПК "Ембаевский", учхоз сельхозакадемии, агрофирма
"Сургутская" и ЛПХ. Стратегическая задача предприятия - переработка
всего сырья, производимого на личных подворьях населения района.
Сегодня в ассортименте завода - 37 наименований продукции, которая
благодаря её высокому качеству идёт в 70 детских садов, в детские
оздоровительные учреждения, комбинаты школьного питания, санатории
Тюмени и Тюменского района. В 2008-2009 годах здесь провели
модернизацию предприятия: ввели два новых цеха с высокопроизводительным
оборудованием, построили современную холодильную камеру. Увеличивая
объёмы и ассортимент, одновременно работали и над ростом объёмов
продаж. В торговых точках Тюмени и Тюменского района было проведено 73
презентации продукции БМЗ, завод принял участие в акции "Покупаем
тюменское!" и во всех сельских ярмарках. В результате объём реализации
продукции БМЗ в первом квартале 2010-го составил 163% к такому же
периоду 2009-го. Но возможности предприятия не исчерпаны. Его мощности
загружены сегодня только на 70%.
Из собственного сырья производит всю молочную продукцию госплемзавод
"Тополя". Высокое качество молока обеспечивает качественное кормление
животных: в "Тополях" давно отказались от силоса, перешли на сенажный
корм, дают коровам подсолнечный жмых. Здесь завершается модернизация
молочного цеха, который планируется запустить в конце июля. В месяц
перерабатывается 230-240 тонн молока - оно фасуется, превращается в
сливки, творог, сливочное масло. Вся продукция реализуется в Тюмени и
Тюменском районе, её берут около 30 детских учреждений, школы, детские
дома.
Свою сертифицированную лабораторию запустили в "Червишевском".
Перерабатывающий цех совхоза выпускает 7 тонн продукции ежедневно,
используя лишь половину производимого молока. "На склад" здесь не
работают, вся продукция поставляется в торговую сеть свежей и строго по
заявкам. Будет больше заявок - увеличить объёмы не проблема.
В агрофирме "Луговская" сейчас ежедневно надаивают 16 тонн молока, к
концу года планируют получать до 20 тонн. В прошлом году был
реконструирован завод, установлен новый пастеризатор, гомогенизатор,
предприятие укомплектовано кадрами переработчиков. Готовая продукция
транспортом агрофирмы завозится в 250 магазинов города и района. На 36%
увеличилась доля выручки от реализуемой продукции.
Но свой цех перерабатывает лишь половину производимого молока.
Ежедневно 8 тонн продукции приходится сдавать крупному переработчику,
который всеми правдами и неправдами стремится сбить цену на сырьё.
Между тем в агрофирме готовы перерабатывать всё надоенное молоко - был
бы спрос...
В общем, у местных товаропроизводителей потребность в услугах местной
же торговли высока. А что думают по этому поводу владельцы магазинов?
В том, что у молочной, мясной и овощной продукции, произведённой в
нескольких километрах от магазина, качество выше, чем у привозной,
предприниматели не сомневаются. Но этого недостаточно для более
активных продаж. Торговля считает, что маленькие магазины, рассыпанные
по всему району, заслуживают больше внимания со стороны производителей.
У предпринимателей создалось впечатление, что производители в первую
очередь озабочены своими отношениями с крупными торговым сетями. Имея
дело с мелкими торговыми точками, могут и график завоза сорвать (к
примеру, привезти молоко в конце дня), из десяти заказанных позиций
доставить только две и т.д. Зато переработчики из-за пределов района и
области не гнушаются "глубинкой", они действуют более гибко - и по
ассортименту, и по цене - и с лёгкостью занимают пустующую нишу. Они
готовы отдать продукцию по ценам ниже себестоимости - лишь бы
закрепиться на рынке.
Взаимоотношения производителя и торговли - это улица с двусторонним
движением. Потому и проводятся в районе такие встречи, когда стороны
могут познакомиться друг с другом, высказать взаимные претензии и даже
... поблагодарить партнёров. Например, на встрече, состоявшейся в мае,
добрые слова в адрес торговли высказал директор госплемзавода "Тополя",
а Боровский молочный завод заслужил похвалу за оперативное реагирование
на просьбы предпринимателей.
Подобная встреча в нашем районе не первая, и мы рассказывали о них на
страницах нашей газеты. По уже сложившейся традиции состоят они из двух
частей: заседания в администрации "столичного" и экскурсии по
предприятиям.
За "круглым столом" предпринимателей познакомили с обзором федеральных
законов, дали необходимую информацию о сертификации и декларировании
качества пищевых продуктов. Новеллы в законодательстве дают больше
свободы предпринимателям, но и ответственности на них налагают немало.
Представителям торговли напомнили о том, что отменена значительной
части проверок не должна расслаблять их, что пора покончить с привычкой
наводить порядок лишь от визита до визита контролирующих органов.
Доверие покупателя завоевать нелегко, птребитель оценит системное
качество, а не бессистемное.
Перед предпринимателями выступил глава района Андрей Линник. Он
проанализировал результаты, достигнутые за год, - они неплохие, но
резервов ещё предостаточно. Присутствие на наших прилавках 80% молока,
60% масла, 80% хлеба, произведённого в районе, вполне реально. От этого
выиграют и переработчики, и покупатели. Глава предложил создать в
районе совет предпринимателей и пригласил представителей малого и
среднего бизнеса к активному диалогу.
А затем работники торговли вместе с руководителями сельхозпредприятий
покинули зал заседаний, погрузились в автобус и поехали по
предприятиям.
Что увидели? Очень много интересного и нового для себя. Например,
узнали, что в кролиководческом комплексе "Рощинский" производят 76
видов полуфабрикатов, в ассортименте есть даже кроличьи языки. Что
колбасу делают по старым, советским ещё ГОСТам, потому она и колбасой
пахнет. Что ООО "Рыбник" из Горьковки производит аж 300 наименований
продукции. Что на кондитерской фабрике "Квартет" готовы не только
сделать конфеты с любой начинкой, но и упаковать в эксклюзивные коробки
хоть с вашим портретом. Кстати, здесь, на "Квартете", прямо за
дегустационным столом составили список предприятий торговли, а
руководитель фабрики обещал сгруппировать их по трактам, связаться с
каждым, определить конкретные объёмы поставок и доставить заказы по
адресам. А будут объёмы - можно и о снижении цен говорить. Ведь в этой
цепочке от производителя до покупателя действительно всё взаимосвязано.
Тамара НЕКРАСОВА.
Наша справка
Загруженность производственных мощностей производителей продуктов
питания в районе в августе 2009 года составляла 62%, в июне 2010-го -
95%.
За неполный год продажи молочных изделий местного производства на ряде
территорий выросли в два-три раза. Так, в Муллашах в июне прошлого года
этот показатель составлял 61%, сегодня - 99,6%, в Винзилях с 31% вырос
до 86,2, в Богандинке - с 21% до 64,5.
Летом прошлого года в шести муниципальных образованиях - Онохинском,
Созоновском, Каменском, Княжевском, Нижнепышминском и Чикчинском -
молочной продукцией, произведённой в нашем районе, не торговали вообще.
Сегодня её доля на большинстве этих территорий - от 10 до 36,7%.
По-прежнему торгуют молочными продуктами только из других районов и
областей лишь в Чикче и Княжево.
В магазинах района доля продукции, произведённой на наших предприятиях,
составляет: яйца - 82,2%, куры - 71,4%, хлеб - 49,4%, мясо, колбасы -
35,7%, масло - 25,4%, рыба - 20,9%.
В мае 2010 года 100% хлеба, выложенного на прилавки магазинов
Андреевского, Борковского, Мальковского и Княжевского муниципальных
образований, было произведено в Тюменском районе. Совсем не торговали
нашим хлебом в Горьковке, Каменке и Успенке.
Местные мясо и колбасы в мае этого года невозможно было купить в
Княжевском, Кулаковском, Наримановском, Нижнепышминском, Новотарманском
муниципальных образованиях.
Только тюменские куры были на прилавках андреевских, борковских,
боровских, горьковских, наримановских, нижнепышминских и новотарманских
магазинов.
Значительная доля или все 100% яйца, продаваемого в районе, произведены
на наших птицефабриках. Не купить местных яиц лишь в Каменке и
Созоново.
(По информации администрации района).