Медиакарта
5:06 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Утолить «кадровый голод»

Утолить «кадровый голод»
09:31 | 20 ноября 2012
Источник: Наша жизнь

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

Многие люди испытывают чувство нереализованности. Они ходят на нелюбимую работу, ненавидят понедельники и ждут приближения пятницы. Это неправильный выбор профессии в своё время привёл к такому печальному результату. А если говорить об оборотной стороне медали, той самой, которая именуется отдачей работника? Какой толк от такого специалиста, который исполняет свои служебные обязанности нехотя, с плохим настроением, отталкивая клиентов, если его работа напрямую связана с людьми?

Я убеждена в том, что выпускникам школ может помочь только «живая» профориентационная работа. Её проводят педагоги. Их мнение о том или ином ребёнке в классе объективно. Классный руководитель, преподаватели хорошо знают наклонности и способности каждого ученика, чтобы понять, в какой профессии он будет настоящим специалистом. И эти его возможности они развивают в течение нескольких лет школьной жизни.

Пусть не обижаются на меня уважаемые родители, но я твёрдо уверена в том, что очень сильно мешают своим детям в выборе их будущей профессии именно папы и мамы, бабушки и дедушки с их навязчивыми советами и уверенностью, что ТАК лучше, а не иначе. Родителей, безусловно, можно понять: они прожили жизнь, считают себя умудрёнными опытом, и знают, ЧТО и КАК лучше. Они убеждены в том, что именно в этой востребованной и высокооплачиваемой профессии их сын или дочь реализует себя и будет счастлив. Позже, когда дети получат профессию, которая устраивает родителей, но не их самих, они начинают понимать, что жизнь проходит мимо. Время тратится впустую, возникают комплексы, чувство одиночества, неуверенности в себе и в будущем. Свернуть с накатанной колеи уже очень трудно, иногда невозможно, поскольку есть семья и дети, которых надо кормить, а ещё кредиты, ипотека и прочие обстоятельства, не позволяющие менять свою жизнь коренным образом. Часто в этом случае говорят: «Ушёл (ушла) бы с этой работы, да только куда?» Значит, начинать надо с профориентационной работы с детьми.

РАЗГОВОР НАЗРЕЛ

В послании губернатора Тюменской области В.В. Якушева областной Думе говорится: «Нуждается в радикальном усилении профориентационная работа. Нам остро требуются квалифицированные специалисты индустриального сектора – рабочие, инженеры, механики, технологи. Те рабочие места, которые мы создаём, должны заполняться жителями региона. Однако сегодня, особенно на уровне органов местного самоуправления, их подготовка нередко ведётся формально, без чёткого понимания нынешней и будущей ситуации на локальном рынке труда, без учёта проектов развития экономики муниципального образования». Губернатор привёл положительные примеры осмысленного выстраивания профориентационной и кадровой работы в некоторых муниципальных образованиях (в Нижнетавдинском, Ишимском, Сорокинском, Омутинском районах), где она ведётся системно, с учётом долгосрочных прогнозов. «Грамотную, дальновидную тактику выбрали и в Голышманово – там параллельно со строительством лесоперерабатывающего завода два года готовили для него кадры, и теперь все 76 рабочих мест на нём заняли жители района», – отметил В.В. Якушев.

Разговор о том, как «запастись» квалифицированными кадрами, назрел в Казанском районе давно. Именно поэтому в профессиональном училище № 55 проведено совещание, на которое были приглашены директора базовых школ района, педагоги училища, руководители ведущих сельскохозяйственных предприятий района. Разговор получился серьёзным, острым. Стало понятно, что людям, собравшимся в зале, эта тема близка, небезразлична, острота и актуальность её понятна. И хочется наконец-таки прийти к какому-то единому мнению, найти верное решение.

«МОГУ – ХОЧУ – НАДО»

На совещании выступили заместители главы района С.А. Долгих, Н.И. Ерёмина, руководители сельхозпредприятий А.В. Журавлёв и В.Е. Кравченко, директор училища №55 С.Е. Шемякин, начальник отдела образования Т.В. Хевролина, директора базовых (Новоселезнёвской, Казанской, Ильинской) школ С.В. Паукова, О.А. Собянина и Т.Н. Белова, специалист центра занятости населения Ю.С. Бессонова. Речь шла о подготовке в училище рабочих кадров для предприятий района, об организации и формах профориентационной работы в школах, о «кадровом голоде» в Казанском районе.

Мнения участников данного мероприятия разделились. Одни считали, что профориентационная работа в школах далека от идеала, другие были уверены в том, что в профессиональном училище подготовка кадров рабочих специальностей оставляет желать лучшего из-за устаревшей материальной базы. Руководители сельхозпредприятий говорили о том, что им на производстве нужны молодые кадры, но это должны быть хорошо подготовленные специалисты.

Можно, конечно, обвинить во всех недостатках профориентационной работы школы и училище. Но давайте всё же разберёмся.

Несмотря на то, что нынешние молодые люди имеют возможность свободно получать информацию обо всём, в том числе о любой профессии, соринтироваться в выборе им подчас бывает очень трудно. Поэтому нередко при выборе будущей профессии побеждает единственный критерий, затмевающий все остальные, – её финансовая престижность.

Именно поэтому профориентационная работа в школах строится по принципу «могу – хочу – надо», то есть «что я могу, чего я хочу, что мне надо». Это три направления, на которых базируется вся деятельность педагогов, психологов и специалистов центров занятости. Реализация направления «Что я могу?» – это оказание помощи старшеклас-сникам в познании их способностей, мотивов, предпочтений. «Что я хочу?» – это направление, которое даёт представление о разнообразном мире профессии. «Что мне надо?» – направление, которое в какой-то степени приближает молодых людей к действительности. К таким реалиям можно отнести материальное положение семьи или состояние здоровья выпускника.

Позволю себе не согласиться с мнением, что в школах профориентационная работа не ведётся. Она ведётся и очень даже неплохо! Достаточно вспомнить, что с 9 класса начинает «работать» профильное обучение. Старше-классникам приходится решать ряд вопросов, связанных с профессиональным самоопределением. Единый государственный экзамен ставит перед детьми из старших классов основную задачу: что сдавать? Ведь выбор «необязательных» для сдачи экзаменов ЕГЭ даст ему впоследствии право поступить в то учебное заведение, куда он желает в соответствии со своим «хочу». А с выбором экзаменов надо определиться заранее, чтобы эффективно готовиться к ЕГЭ или выбрать программу профильного обучения в старших классах. В Казанской школе, к примеру, работают классы гуманитарного и естественнонаучного направления. В Новоселезнёвской – естественнонаучного, плюс к этому очень активно ведутся элективные курсы по профориентации. В прошлом году, к примеру, работал агрокласс. Ребята посещали производственные участки сельхозпредприятий, знакомились с профессиями агропромышленного комплекса. Старшеклассники Новоселезнёвской школы активно посещали юридические курсы, в итоге одна выпускница школы поступила на юрфак по целевому направлению. С удовольствием посещают ребята занятия медицинского кружка, открывшегося в областной больнице №14 (село Казанское). Кстати говоря, очень активно и плодотворно работает с выпускниками школ, а затем и медицинских академий главный врач больницы О.И. Юрова. Заключаются многосторонние договоры с выпускниками, в результате молодые специалисты после окончания вузов приезжают в район и начинают работать.

В Ильинской школе работают классы гуманитарного и естественнонаучного цикла. А по распоряжению правительства Тюменской области в Ильинской школе началась подготовка к тому, чтобы открыть класс агротехнологического профиля. И это только базовые школы. В остальных – небазовых – также ведётся профориентационная работа. Это и всевозможные экскурсии на предприятия и в организации, и беседы, и встречи с интересными людьми, и многое другое. Подтверждением этому служат слова, сказанные губернатором В.В. Якушевым в послании: «Верной была наша ставка на профессионально ориентирующую функцию образования, то есть на управляемое формирование и наращивание человеческого капитала области. Для всех учащихся 9-х классов организована предпрофильная подготовка, для трети старшеклассников – профильное обучение, охват которым с 2007 года увеличился в 2 раза».

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ВЫПУСКНИКАХ

Об этом основном моменте – заинтересованности в выпускниках, молодых кадрах на производстве – говорили на совещании руководители сельскохозяйственных предприятий агрофирм «Новоселезнёво» и «Сельхозинтеграция» А.В. Журавлёв и В.Е. Кравченко. Нельзя не согласиться с тем, что материальная база предприятий улучшается, а выпускники, к примеру, профессионального училища №55, других образовательных учреждений проходят практику совершенно в иных условиях. Ну нет в училищах и сельскохозяйственных техникумах «Джон Диров»! И вряд ли они там когда-то будут. На совещании также говорили о том, что хозяйствам нужны уже подготовленные специалисты. Разумеется, руководители заинтересованы в хороших специалистах, умеющих сразу многое. А с другой стороны – все мы, приходя на работу (каждый в своё время), также многого не знали, не умели и постигали нюансы своей профессии постепенно, поэтапно. Для этого нас отправляли на всевозможные курсы, учёбы, семинары. А самое главное – мы работали, практиковались, повышали своё мастерство. По этому поводу очень хорошо сказано в послании губернатора областной Думе: «Конечно, свою психологию должны перестроить и работодатели. Потому что одна из причин слабой заинтересованности выпускников школ в получении индустриальных профессий – нежелание бизнеса связываться с молодыми кадрами, не имеющими опыта работы, а также отсутствие приемлемого пакета социальных гарантий и невысокая стартовая заработная плата. Большинство работодателей желает получить готового квалифицированного специалиста, никак не участвуя в процессе его подготовки и не формулируя свои требования к тому, что должен знать и уметь молодой специалист. Эта позиция понятна, но контрпродуктивна с точки зрения интересов региона; и я призываю деловое сообщество её пересмотреть». Таково мнение губернатора области В.В. Якушева.

Завершая этот серьёзный разговор на совещании, специалисты пришли к выводу, что заканчивать разговор на этом не стОит. Кадровая политика – одна из основных в регионе. Значит, разговор будет продолжен.

Автор: Тамара НОСКОВА