Медиакарта
0:22 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

В иконописной мастерской

В иконописной мастерской
09:52 | 20 ноября 2012

Каникулы - замечательная пора отдыха и время познания для школьников. В дни осенних каникул члены объединения «Волшебная палитра» районного Дома детского творчества продолжили традицию, родившуюся в весенние каникулы. Тогда туртасские школьники побывали в музее Словцова в г. Тюмени, а нынче - в иконописной мастерской при Тобольской Духовной семинарии.

«Эта идея родилась не случайно, - рассказала руководитель кружка Светлана Анатольевна Богатырь. - Мы занимаемся декоративно-прикладным творчеством. Посещают занятия дети разного возраста - от 8 до 17 лет, которых объединяет пытливость ума и желание самостоятельно созидать что-то своими руками.

Уже не первый год члены объединения принимают участие в рождественских и пасхальных выставках детского творчества, организуемых Тобольско-Тюменской епархией. Работы наших ребят - батик, роспись по стеклу - не раз занимали призовые места и награждались грамотами благочинного округа. Поэтому им очень хотелось узнать историю иконописи, встретиться с теми, кто занимается рождественской темой. Ведь уже сейчас ребята трудятся в данном направлении, расписывая батики, рисуя по стеклу.

Узнав о том, что в иконописной школе проводится день открытых дверей, все очень захотели побывать там.

Помог в организации экскурсии иерей Свято-Ильинского храма в с. Уват отец Георгий, взявший на себя труд договориться об экскурсии по единственной в Сибири иконописной мастерской. Она функционирует при Духовной семинарии Тобольско-Тюменской епархии. И это не случайно: огромный пласт православной культуры позволяет Тобольску по праву считаться третьим по значению духовным центром России, после Москвы и Санкт-Петербурга.

Скажу сразу, что среди 15 человек нашей группы не нашлось ни одного, кого бы эта поездка оставила равнодушным».

В России действуют всего три иконописные школы: в Тобольске, Загорске и Курске. Тобольская была создана в 1996 году отцом Олимпием, окончившим Суриковский институт, а затем иконописную школу в Троице-Сергиевой лавре. И появление школы в этом древнем городе закономерно: соседство старинного кремля, духовной семинарии объясняют место, а высокая востребованность иконописных произведений - время ее возникновения.

Учащиеся иконописной школы несут послушание в иконописной мастерской.

Она располагается в здании, где только в мае нынешнего года завершены ремонт и реставрация.

Администрация школы планирует организовать в имеющихся залах выставки для широкой публики.

«Встретивший нас отец Владимир, - поделились ребята, - провел экскурсию по мастерской. Рассказывая об иконописи, он отметил, что это самый канонический вид искусства. Свод строгих правил лежит в ее основе: “не нарушай”, “не выдумай”, “не сочини”. Это в других жанрах ценится “сделать иначе”, а здесь наивысшее мастерство - “сделать так же”, как иконописцы прошлого.

В мастерской мы увидели послушниц, которые очень сосредоточенно и кропотливо занимались работой, поэтому мы постарались не отрывать их от дела и тихонько понаблюдали за работой.

Рассказывая об истории создания иконы в нашей местности, отец Владимир как пример показал старинную работу - икону, сюжетом которой стало Рождество Христово. Мы узнали, что в данной мастерской придерживаются московской школы иконописи. Нам поведали о тяжелом времени безбожья, когда иконы сжигались. Не мог оставить равнодушным рассказ о кропотливом труде по реставрации старинных икон».

По словам С.А. Богатырь, участников экскурсии очень заинтересовал рассказ о материалах, на которых пишутся иконы. Это именно доска из чувашской липы, отличающейся высоким качеством древесины. Каноны в отношении красок не менее строги: они должны быть максимально естественными. Большинство картин не предназначены для того, чтобы на них смотрели часами, а икона как раз для этого и существует. Потому она должна быть чистой не только духовно, но и экологически: таково требование времени и вечности. Чтобы не навредить глазу, в красках используются натуральные пигменты.

«Нам показали различные минералы и полудрагоценные камни, хранящиеся в баночках, - продолжила Светлана Анатольевна, - привезенные из экспедиций учащимися иконописной школы. Так, лазурит, дающий чистый голубой оттенок, например, с Байкала. Камень дробится до получения однородного синего порошка. Готовятся краски на яичной эмульсии, для этого в иконописной школе выращиваются собственные куры-несушки (инкубаторские не дают такого яркого желтка). Полученными натуральными красками расписывают иконы.

Полудрагоценные камни так же используют для их украшения.

Слушая рассказ о кропотливом труде по восстановлению икон, их росписи сусальным золотом, дети смотрели во все глаза на старинные иконы и представляли, какими они станут.

Также ребятам показали работы, выполненные из кости, которые всем очень понравились. Нам показали старинные женский головной убор-кокошник, вышитую икону, а также икону, выполненную с использованием бересты, над которыми в настоящее время ведутся реставрационные работы. В мастерской много очень древних икон, где дерево почти сгнило, а лик сохранился».

Увиденное произвело столь сильное впечатление, что экскурсанты задали вопрос отцу Владимиру о том, кто приходит в иконописную школу: имеющие специальное художественное образование или природное дарование.

Оказалось, что наделенных этим Божьим даром желающих и без специального образования обучают иконописи в специальной мастерской иконописной школы.

По единодушному признанию ребят, эта экскурсия расширила их кругозор и обогатила духовный мир.

Фото Дарьи ГУСАР

Автор: Нина ПЕЛЕХ