Медиакарта
16:18 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дом для малюток

Дом для малюток
11:39 | 21 ноября 2012
Источник:

В Тюмень снова вернулась передвижная выставка «Галерея детства», теперь портреты детей-сирот висят в областной научной библиотеке имени Д.И. Менделеева. За полгода своего существования необычную экспозицию принимали в областной Думе, администрации Тюменского района, в Ялуторовске и Тобольске. Итог «путешествия» более чем приятный: у 12 ребятишек появились родители.

Проводы малышей в семью стали хорошей традицией и в Тюменском специализированном доме ребенка. Причем в последние годы таких поводов для радости прибавилось.

Маленький райцентр

«Скоро еще пятеро наших малышей отправятся в семьи, - не без гордости рассказывает главный врач дома ребенка Наталья Мариненкова. - Это самая большая радость, когда ребенок понравился будущим родителям, и он уходит от нас».

Таких счастливых проводов за 27 лет работы «мамой» в доме малютки у Натальи Юрьевны накопилось тысячи две, не меньше. «Считай, маленький райцентр обеспечили», - шутит она.

Малышей, оказавшихся по каким-то причинам лишними, не нужными родителям, здесь хватало всегда, и только последние два года здесь появились свободные места. «То, о чем мы много лет говорили - надо поддерживать семьи, увеличивать пособия, стимулировать усыновление, опеку, дает свои результаты», - уверена Наталья Юрьевна.

Сейчас в доме ребенка живет 108 малышей от нуля до трех лет - это отказники и те, кого из родных семей изъяли. Теперь мамы у них общие. Они и спать уложат, и накормят, и на руках будут носить, когда заболеют. Но как бы мы, мамы-воспитатели, вокруг них не крутились, как бы не любили, малыши все равно хотят в семью. Они ждут маму.

На смотрины

Уютные комнаты, по-детски красочная отделка, полки с игрушками, опрятные детки, улыбчивые сотрудники. На первый взгляд, обычный детский сад. Визит мой пришелся на послеобеденное время, и самые маленькие еще спали. Просыпаться начинали те, кто постарше. Умывание, одевание, прически, полдник и игры. Все, как в обычной семье. Впрочем, многим из них такой уход вряд ли приходилось видеть.

На меня - незнакомую тетеньку - малыши постарше реагировали одинаково. Подходили, осматривали, самые шустрые брали за руку, трогали за ноги - выше было просто не достать, пытались даже утащить блокнот. К таким гостям, как я - разным дядям и тетям, ребятня здесь привычная. И такое поведение почти со всеми. Груднички еще не понимают, зачем они к ним приходят, а вот те, кто постарше, эти визиты ждут: а вдруг за ними, а вдруг заберут?

До сих пор не может забыть Наталья Мариненкова двух мальчишек, которые жили в приюте довольно долго. Братья-погодки попали сюда совсем малышами. Обычно таких смотрят в первую очередь. Смотрели и их, но брать никто не решался, слишком не похожи они были друг на друга - один рыжий, второй чернявый, а разъединять нельзя. Когда мальчишки подросли (одному было три, другому - два), стали натуральным образом себя предлагать. Приходит пара смотреть других малышей - старший братик бежит за младшим. И рубаху на нем поправит, и волосы уложит. Встанут оба и молчат - мол, посмотрите и на нас.

Осознавать, что детей забирают, малышня начинает лет с полутора, с этого возраста они в семью хотят и безмерно гордятся, когда к ним кто-то приходит. «Утром захожу, они на горшках сидят и обсуждают: «…А ко мне мама вчера приходила». Сам, может, вовсе просидел на этом свидании, отвернувшись, но понял, что все сложилось, и решил для себя: все, я ухожу, - рассказывает главврач. - Дети говорящие сразу начинают сочинять, что и на самолете полетят, и машина у папы есть. А их, может, и не возьмут. Больно смотреть на это…»

Чадо под себя

Всех своих подопечных Наталья Мариненкова знает поименно, но грудничков порой запоминать не успевает: если малыш неплох по состоянию здоровья, его забирают скоро. У родителей свои запросы и требования. Кому-то просто нужен ребенок до трех лет, не важен ни пол, ни цвет глаз - главное, чтоб душа легла. Другие ищут только новорожденного. Третьи - только девочку, только с голубыми глазками, только похожую на маму и чтоб здоровенькая.

«И ведь ждут от этого ребеночка чего-то невероятного, - возмущенно вскидывает брови Наталья Юрьевна. - Как будто возьмут его, и все наладится. Именно такой хрустальной вазы недоставало в их шкафу, теперь она, наконец, появилась. Так и ребенок: появился в семье, и она стала, как все. Теперь он будет ходить в кружки, заниматься английским. А он не тянет. Не может просто. Начинаются проблемы. Нестыковка ожидаемого с полученным результатом. Ребенка из приюта нужно воспринимать таким, какой он есть.

Ведь и малышу трудно. Если он маленький, это вовсе не значит, что на нем никак не отразилось то, что он видел в семье - пьянки, драки. Представьте, он пожил в такой семье, потом временно у бабушки, потом у подруги, потом в приюте, потом попал в семью… Для него это тоже ломка, ему все время нужно под кого-то подстраиваться».

И все же историй с хорошим концом больше. Если хотите в цифрах, то 84 малыша с начала этого года ушли в семьи, еще пятерых планируют отдать до конца ноября. Планы до конца года - не меньше ста детей.

Справка

В ноябре Тюменскому специализированному дому ребенка исполняется 140 лет. Свою историю он ведет с 1872 года, когда на средства купцов Трусовых в Тюмени было основано Владимирское сиропитательно-ремесленное заведение, в котором воспитывались сироты и подкидыши.

В июле 1947 года дом ребенка переехал в ныне существующее здание бывших детских яслей на улице Кузнецова, 5. В 1984 году на средства от коммунистического субботника был построен еще один корпус на 100 мест по типовому проекту начала 70-х годов. В этом же году дому ребенка был присвоен статус специализированного - для детей с патологией ЦНС и нарушениями психики.

Цифры

Сейчас в доме ребенка живет 108 малышей. Они поделены на девять групп - в зависимости от возраста и нервно-психического развития. Есть приемно-карантинная группа и изолятор. Всего в приюте трудится 170 сотрудников.

Елена АТАЛЫКОВА

Коллаж Ирины КАЙДАЛОВОЙ