Медиакарта
19:45 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Семь раз отмерь - один купи

Семь раз отмерь - один купи
12:19 | 21 ноября 2012
Источник:

В сегодняшнем изобилии товаров рядовому покупателю оказаться сбитым с толку легче легкого. Выделив на забег по магазинам день, а то и всего пару часов, мы зачастую торопимся и хватаем товар, почти не глядя. Дома же оказывается, что приобрели вовсе не то, что хотели.

В извечном противостоянии «продавец-покупатель» побеждает тот, кто лучше знает закон. Как показывает практика, часто он на стороне потребителя. Только знают об этом не все.

Обмену не подлежат

Тюменка Елена купила кофточку в одном известном магазине города. Как это часто бывает - впопыхах. Дома, перемерив с нарядами, решила, что не подходит: надо сдать. Вещь в надлежащем виде вместе с чеком принесла обратно в магазин. Каково же было ее изумление, когда продавец вернуть деньги отказалась и стала навязывать обмен: мол, по закону деньги не возвращаются, выбирайте похожее. Возникает вопрос вполне риторический: правомерны ли действия продавца? В данном случае - да. Статья 25 Закона о защите прав потребителей гласит: если товар не подошел по фасону, расцветке и т.д., потребитель имеет право на обмен товара иной расцветки, которая бы покупателю подошла. И если такого товара в наличии нет - например, приобрели черную вещь, а нужна желтая в горошек, магазин обязан деньги вернуть. Но вначале заявляется требование об обмене. Чтобы не мотать нервы, покупатель может прибегнуть к небольшой хитрости: сразу потребовать сложный цвет или фасон, которого в магазине на тот момент не имеется. Сопротивление продавца, прижатого к стенке, будет бесполезно.

Есть длинный список товаров надлежащего качества, которые обмену и возврату вообще не подлежат. Их перечень в 2008 году был утвержден на уровне правительства, и с ним не поспоришь. В 2012 году его дополнили. Например, работающие приборы для лечения в домашних условиях уже не вернуть, как ни старайся. Зубную щетку, расческу, заколку, парик тоже обратно не возьмут.

Бесполезно также пытаться вернуть то, что отмерено и отрезано - ткань, тесьму, кружево, кабель, шнуры, строительные и отделочные материалы, которые идут метражом: линолеум, пленка и т.д. Нижнее белье, само собой, возврату не подлежит. Не вернуть даже запечатанные колготки и носки. И доказывать, что не носил, бесполезно. Бытовая химия тоже вошла в перечень. Даже если пачка порошка запечатана наглухо, вернуть ее не пытайтесь.

Интересные факты касаются мебели. Купили диван - можно обменять на другой. А вот если к нему прилагаются кресла и называется этот набор французским словом «гарнитур», то с ним возвращаться в магазин уже бесполезно.

«Вас любят, обожают, лелеют, пока вы не передали деньги, - говорит председатель тюменской городской общественной организации «Центр защиты прав потребителей» Ирина Музалевских, - если приходите просить их обратно, становитесь врагом номер один: и тон в разговоре меняется, и выражение лица. Но и покупатели есть тоже не промах. Многие продавцы, изможденные недавними судебными разбирательствами, предпочтут не сопротивляться».

Пройдите в кассу

«Недавно сын в магазине по неосторожности смахнул с полки вазу. Как выяснилось, на мелкие кусочки разлетелись 10 тысяч рублей. Продавцы безапелляционно потребовали оплатить ущерб, что я и сделал, - вспоминает Кирилл Викторов. - Только через несколько дней задался вопросом: а что, если можно было не платить? Сын ведь сделал это не специально, да и повернуться в тесном помещении, не задев что-то с полки, было сложно».

«Если нарушены правила хранения товара в магазине, - комментирует Ирина Музалевских, - попросту поставили на самый край, и все способствовало тому, чтобы ваза упала, сразу соглашаться и безропотно платить не стоит. Нужно зафиксировать шаткое положение хрупких предметов на полках хоть на телефон! Затем составить акт, в котором описать ситуацию. Человек имеет полное право не платить, пока не доказана его вина. Если руководство магазина тут же найдет свидетелей, которыми будут являться сотрудники магазина, то их показания будут считаться недействительными. Потому как «магазинные» свидетели заинтересованы в правоте руководства и на них может быть оказано давление. Лучше, если есть видеосьемка торгового зала. Во многих магазинах она, как правило, ведется. Тогда покупателю доказать свою правоту легче. Поэтому не спешите раскрывать кошелек и безропотно расплачиваться с магазином».

Вот еще один случай. Тюменка Наталья в дорогом бутике приобрела отнюдь не дешевые сапоги. Походив по квартире, поняла - жмут невыносимо, да еще и каблук непомерно высок. Казалось бы, предъяви чек да обменяй, но заветная бумажка из кассового аппарата в пылу шоппингового забега куда-то испарилась.

«Отсутствие у потребителя товарного чека не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания» - гласит закон. Так что можно смело отправляться в магазин, прихватив с собой подругу или маму, которые подтвердят факт покупки.

Грозные вывески в примерочных часто пугают нас категоричными предупреждениями, мол, порвали вещь, замарали, пусть даже без злого умысла - пройдите в кассу. Причем - незамедлительно. У Ольги Борисовой так и получилось: юбка разошлась по шву. С содроганием она вспоминает, как ожидала мужа, ибо нужной суммы в кошельке не было, а тесное кольцо продавцов смыкалось все сильнее.

Оказывается, по закону продавцы могли бы и подождать! Нужно было составить акт, в котором изложить суть происшедшего, указать паспортные данные, написать расписку о том, что деньги вернете, допустим, в течение месяца, и спокойно идти домой.

В ловушке распродаж

Приближается время новогодних распродаж. Витрины пестрят заманчивыми предложениями купить товар с большой скидкой. Вот только потребителей часто заверяют, что вернуть его уже нельзя, мол, и так «аукцион невиданной щедрости». «Не подлежит возврату и обмену товар с дефектом, о котором покупателя предупреждают заранее, - пояснила Ирина Музалевских. - Тогда вернуть дефектную вещь уже нельзя. Каждый дефект должен быть четко зафиксирован - где, в каком месте, какого характера повреждение».

Однако на распродажах сезонных продается товар надлежащего качества. Его можно так же беспрепятственно сдать или обменять. А если продавец сделать это отказывается, то тогда в бой идет «тяжелая артиллерия» в лице сотрудника Роспотребнадзора. Он выезжает в торговую точку и составляет протокол об административном правонарушении.

Кстати

То, что вещь испорчена во время примерки покупателем, можно еще и оспорить. Это может доказать экспертиза.

Юлия ЗЕЛЕНСКАЯ

Коллаж Ирины КАЙДАЛОВОЙ