16 июня 1941 года Николая Чистякова призвали на действительную службу. Поезд шел на восток. Монотонно отстукивали километры колеса по рельсам. Парни перезнакомились друг с другом, разговаривали о предстоящей службе. И никто из них даже не мог предположить, что приехав в город Новосибирск, они получат известие о начале Великой Отечественной войны. Войны, которая унесла жизни миллионов людей, которая искалечила тысячи судеб, которая нанесла стране огромный ущерб.
- Мы думали, что нас повезут обратно, но поезд вез нас дальше, и мы прибыли в Маньчжурию. Три месяца учений не только днем, но и ночью, - рассказывает Николай Прокопьевич. - А потом нас, молодых солдат, набрали эшелон и повезли на запад. В Астрахани из вновь прибывших была сформирована восемьдесят первая дивизия.
А в красноармейской книжке Николая Прокопьевича поставлена запись: артиллерист 120-го калиберного миномета. И начались для сибиряка отсчеты теперь уже фронтовых километров…
Вначале дивизия, в которой нес службу Николай Прокопьевич, только держала оборону. Наступательные действия ее начались позднее. И были это знаменитая Курско-Орловская Дуга, освобождение Орла, переправы через Днепр и Вислу… Переправа орудий через Днепр производилась на примитивных плотах, построенных самими артиллеристами из обычных лодок с настилом. Очень тяжелым было освобождение Орла. Отступая, немцы взрывали склады и здания, они взорвали все мосты, ведущие на западный берег Оки. За освобождение города Орла Николай Прокопьевич Чистяков был удостоен высокой правительственной награды
-
ордена Великой Отечественной войны I степени.
-
Дивизия наша уже наступала. В короткие промежутки времени между боями мы рубили лес для постройки блиндажей. Ребята валили лес, а я шел впереди их и подрубал деревья, - рассказывает Николай Прокопьевич. - И вдруг увидел четверых немцев. Сначала вздрогнул, а потом набрался смелости и крикнул: «В ружье!». Быстро подбежали ребята, и мы доставили немцев на командный пункт.
За эту операцию Николай Прокопьевич получил орден Красной Звезды.
Наша армия двигалась к границе Германии. Освобождали одни за другим села, деревни, города, многие из которых представляли собой руины. Николай Прокопьевич благополучно дошел до Германии, а вот на ее территории его настигла все-таки вражеская пуля. Длительное лечение в госпитале города Пензы. Домой вернулся только в сентябре. На костылях… И несмотря на очень серьезное ранение (пуля попала в ногу и раздробила бедро) он работал. Был объездчиком, конюхом, скотником, пас коров. Когда деревня Аникино исчезла как населенный пункт и семья Чистяковых переехала в Окуневское, Николай Прокопьевич ухаживал за овцами - был чабаном.
Незаметно пролетели годы. Выросли и разлетелись кто куда дети. Многое стирается в памяти. Но отдельные эпизоды тех военных лет помнятся. И если говорить о семье Николая Прокопьевича, то для Победы она сделала немало. Старший брат Марковей ушел воевать в первые же дни начала войны. Попал в плен. Концлагерь в Германии, где он умер в 1944 году.
Степан на 4 года старше Николая. На фронт ушел тоже одним из первых. Судьба распорядилась так, что братья были на одной станции Поноры. Но о том, что были рядом и не увиделись, узнали только по окончании войны, когда встретились дома.
Сестра Зоя работала в Омске на военном заводе.
Мать так и не дождалась своих сыновей с фронта: она умерла в 1943 году.
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Победу ковали на фронте и в тылу. Это было смыслом жизни этих людей. Они видели весь ужас войны, голод, смерть, но все-таки выстояли и победили.
Г.БОГАТОВА
Фото из семейного альбома