А ждёт она, солдатская вдова, уже почти семьдесят лет. Проводила мужа в 1941 году…
Гаев Андрей Максимович, 1908 г., д.Решетникова Исетского района. Рядовой 202-го СП (по др. данным, 102-го). Попал в плен 1 марта 1943 г. на р.Донец. Отправлен в шталаг 326. Поступил 8.10.43 в лазарет «Форелькруг» с диагнозом «остеомиелит». Выписан в шталаг VI-K. Лагерный номер 140245. Последняя отметка в карточке – 2.03.44. Жена – Гаева Екатерина...
Екатерина Моисеевна Гаева, как и прежде живёт в родной деревеньке Решетниковой. Крохотный её домик на берегу тихой речушки. Ей 96 лет.
– Муж мой Андрей Максимович был старше меня. Мы вместе росли, знали друг друга с детства. Тут в деревне и жили…
Бабушка Катя тихонько рассказывает о прошлом.
Я бывала у ней не раз, писала о солдатской вдове к 60-летию Победы. И вот снова приехала, чтобы показать этот список.
Она продолжает рассказ:
– Женились мы в тридцатых годах. Сын родился. Андрей так радовался. Он работал на конях в колхозе, я – дояркой. В тот день, 22 июня, он забежал домой и с порога: «Айда в Ёршину на митинг. Говорят, война началась». Я в слёзы, думаю: заберут его, а как я одна, у меня сын маленький на руках, второй ребёнок скоро родится, как я с ними справлюсь?
Пошли, побежали на митинг. Война!!! Горе-то какое!
Помнит Екатерина Моисеевна те дни. Помнит о том, как зимой провожала мужа на фронт. До Ёршиной шли пешком, он нёс сына на руках.
– Когда прощались, то он сказал мне: «Жди, я вернусь. Ребятишек-то береги».
Сына обнял и слёзы на глазах…
И я все годы жду его. Пять лет всего и прожили, – говорит Екатерина Моисеевна.
В 1943 году пришла похоронка, сообщающая о том, что рядовой Гаев пропал без вести. Она ждала. В 1946 – вторая бумага, которая поставила точку: нет в живых солдата, некого ждать, не вернётся, умер в немецком плену.
– Но она всё равно ждала. Я не помню отца, родилась уже вскоре после того, как он ушёл на фронт. Но по рассказам мамы знаю, что добрым он был человеком. Вырастила она нас, замуж не выходила, всю жизнь в колхозе работала, – говорит дочь Зинаида Андреевна.
И сегодня помнят о солдате в деревне Решетниковой.
…В августе прошлого года мы заезжали к Екатерина Моисеевне. На несколько минут оторвали её от молитвы, поговорили. Она отложила лестовку, молитвослов, и сказала:
– Я ведь и сейчас молюсь о нём, муже своём. Помню его. Есть у меня 6 внуков, 14 правнуков, не видел их мой Андрей…
Не видел.
Живёт память. И тихо звучит молитва о убиенном Андрее. О дорогом человеке.
Н.Терентьева
Фото О.Молоковой