Медиакарта
19:01 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Про бабочку, кукол и краски

14:41 | 30 июня 2010
Источник: Наша жизнь

Раньше подготовка и написание рефератов было лишь уделом старшеклассников. Но за последние три-четыре года в этом трудном, но нужном деле преуспели и дети из начальной школы. Причём пишут научные работы не только учащиеся 4-ых классов, но и первоклассники. И нисколько не отстают от своих старших коллег по ученическому цеху. Об этих победах «Наша жизнь» уже писала неоднократно. На сей раз речь пойдёт о работах третьеклассников. Темы их работ разнообразные, интересные.

Олеся Есикова из 3 «в» класса Казанской средней общеобразовательной школы работала над темой «Краски в жизни людей». Поскольку Олеся любит рисовать, то решила узнать, когда появились первые краски, из чего они были приготовлены. Олеся также попыталась выяснить, где применяются краски и можно ли их приготовить самой. Конечно, собрать информацию ребёнку не составило особого труда. Сейчас для этого даже не нужно выходить из дома – всегда поможет Интернет. Но при подготовке к работе все дети стараются использовать и другие источники. Они расспрашивают взрослых, читают умные книжки, размышляют самостоятельно.

Как только Олеся Есикова собрала всю нужную ей информацию, то решила провести эксперимент. Из свёклы, моркови, луковой шелухи, кофе, цветков календулы, гибискуса и обычной зелёнки она приготовила разные по цвету краски. И её гипотеза (то, что приготовить краски в домашних условиях можно) подтвердилась.

Валя Чигунаева, одноклассница Олеси, заинтересовалась ёлочными игрушками. Она поставила перед собой несколько задач: узнать, где и когда они появились, из чего сделаны. Нужно было провести эксперимент: смастерить игрушки в домашних условиях. Девочка выяснила, что раньше зелёную красавицу украшали дарами огорода, еловыми шишками, яичными скорлупками, покрытыми латунью. Валя считает, что и дома можно сделать удивительные игрушки для ёлочки из еловых шишек, бисера, бархатной ткани, ваты, ягод и фруктов. Главное – проявить фантазию. Новогоднюю звезду третьеклассница сделала из разноцветной фольги, гирлянду – из бумаги, игрушки – из картона и яичной скорлупы. Валя оригинально украсила свою ёлку и поняла, что её гипотеза верна.

Маша Фёдорова – автор научно-исследовательской работы «Самодельная кукла». Она узнала, когда и где на Руси появились первые самодельные куклы. Изучив материал, поняла, что это и своеобразный оберег, и талисман, и магическая игрушка. Вот, к примеру, кукла – мама с детками была символом плодородия, изобилия, счастья. Кукла-многоручка, считалось, помогала девушке или только что вышедшей замуж женщине в хозяйстве.

Маша провела эксперимент: сделала две куклы-оберега, которые называются «День» и «Ночь». Они похожи друг на друга как две капли воды, только одна выполнена из белой ткани, а другая – из синей. Мария не только сшила кукол, но и в своей работе показала технологию их изготовления. Она сделала такой вывод: «Люди и куклы влияют друг на друга. Мы становимся добрее и счастливее».

Тема работы Вероники Ивановой – «Храмы Казанского района и воскресная школа». Девочка выбрала очень серьёзную и трудную тему. Вероника предположила, что слово Божье – совершенная истина, то есть абсолютная правда. Она открывает нам полную правду о грехе и человеке, о Боге и вечности, о спасении и Спасителе. Девочка узнала, что храмы Божьи были открыты в разное время в 15-ти сёлах нашего района. Одни из них оказались разрушенными, и лишь Дубынская и Ильинская церкви продолжали действовать. Отдельно Вероника рассказала о храме в селе Казанском, о том, как она вместе со своей подружкой впервые перешагнула порог церкви. Вероника посещает воскресную школу, которая стала для неё родной. «Мне очень нравится ходить в храм Божий, потому что в нём присутствует какая-то благодать», – пишет Вероника в своей работе.

Валерия Мазурова свою исследовательскую работу посвятила творчеству Сергея Есенина. Девочка, несмотря на свой юный возраст, очень любит его поэзию. И поэтому решила познакомиться с его биографией, с образами и символами в стихах. Удивительно, что девочка так прониклась его поэзией, что попыталась сама написать стихотворение о Родине. Стихи о родном крае написали и её одноклассники. Валерия сделала вывод, что, не имея таланта, невозможно написать стихотворение, которое бы читали спустя много лет. Денис Ваховский написал в своей работе о футболе. Ребёнок решил выяснить: действительно ли активная двигательная деятельность способствует повышению защитных свойств организма. Он рассказал в работе, каким должно быть футбольное поле, что нужно для игры в футбол. А в конце Денис уверенно сообщил, что занятия футболом помогли ему окрепнуть, и поэтому он редко болеет.

Юлии Вахрушевой, автору работы «Парусник-махаон», очень нравится бывать в лесу. Она задалась целью узнать, почему численность бабочек уменьшается и как помочь сохранить это чудо природы. Юля не только собрала удивительно интересный материал о бабочках, но и провела эксперимент вместе со своей мамой и бабушкой. Он длился несколько месяцев. "Однажды бабушка сняла с морковной грядки гусеницу. Хотела выбросить, а мне стало её жалко. Хоть и вредительница, но такая большая и красивая, – пишет в своей работе Юля. – Мы посадили гусеницу в баночку, дали ей листочков. Она всё ела и ела. Я прозвала её поедательницей. Однако с гусеницей стали происходить метаморфозы. Она приклеилась к сеточке, которой была закрыта банка, и замерла. А через день покрылась тонкой белесой плёнкой…".

Словом, дома у Юлии родилась бабочка удивительной красоты. И всё это она описала в своей работе.

Кто бы мог подумать, что вот такие маленькие по возрасту дети напишут такие замечательные и очень умные научно-исследовательские работы! Конечно, детям помогают и педагоги, в первую очередь их классный руководитель Любовь Владимировна Штрахова, и родители. И я надеюсь, что в следующем учебном году мне удастся прочитать ещё немало исследовательских шедевров, способных удивить взрослых.

Научно-исследовательская работа учащихся школ района стала неотъемлемой частью учебной деятельности. Казанский район стал пилотной площадкой в этом направлении. И в настоящее время в примерный учебный план, разработанный на 2010/11 учебный год, проектная деятельность уже включена. Если ранее ею дети занимались в качестве эксперимента, то сейчас эта работа будет обязательной.

Тамара НОСКОВА