Незамысловатые занавесочки на окнах, домотканые по-ловички на полу – в доме всё чистенько и просто. А вот и сама хозяйка – живая в разговоре, отзывчивая на при-ветливость. В 82 года, конечно, уже тяжелы её движе-ния – здоровье шалит, подводит. Многочисленные мор-щинки на лице являются немыми свидетелями прожи-тых лет и тревог, но в мудрых серых глазах часто ясно и светло вспыхивают огоньки. Так эмоционально реагиро-вать на всё может только добрая, любящая душа.
Екатерина Герасимовна Мельникова – коренная жительница Александровки. Выросшая на деревенском приволье, она раз и навсегда полюбила невообразимые по своей красоте окрестности родного села: с осо-бым запахом лугового разнотравья, со скирдами русоволосой молодой соломы на хлебных нивах, с деревь-ями в школьном саду, которые, словно разучивая вальс, качаются под дуновением ветра. Сколько уже уче-ников прошло через сердце села – школу? Вырастают и разлетаются они, как птицы, по белу свету. Но разве кто из них сможет забыть свою первую учительницу, открывшую им дверь в неизведанный мир знаний, но-вых ощущений и взаимоотношений! Тридцать четыре года отработала на ниве педагогики Екатерина Гера-симовна. Много это или мало? В масштабе всемирной истории, разумеется, это всего лишь мгновение. В реальной же человеческой жизни – солидный отрезок времени, насыщенный большими, интересными и яр-кими событиями.
Но, как говорится, обо всём по порядку. Родилась Екатерина Герасимовна в Александровке, в большой многодетной семье. Детство совпало с тяжёлым военным временем. Дети её возраста в летнюю пору, в ос-новном, были заняты на прополке хлебов.
– Работали в поле, выпалывали сорняки. Вдруг, видим, на дороге пыль клубится, вроде как лошадь скачет, едет кто-то, торопится. Подъезжает к бровке поля бригадир: «Тпр-р-р…, – останавливая лошадь, кричит. – Где Гущенко девочка? Поехали быстрее, отца на фронт забирают». А в деревне – плач, стон, слёзы, – вспо-минает Екатерина Герасимовна.
«Ах, война, что ты, подлая, сделала…» Эти простые строки, однажды спетые великим бардом Булатом Окуджавой, запали в сердца многих людей, ведь в них сосредоточена горькая правда о войне. В 1943 году получила семья похоронку. Герасим Антонович Гущенко погиб, участвуя в тяжёлых боях на Ленинградском фронте. Затаился, притих от страшной вести дом, сразу сникла, обвяла, словно подрубленная лесина, мать. Тяжело ей пришлось в войну, с утра до ночи пропадала Елизавета Ивановна на колхозной работе. В доме за старшую Екатерина оставалась. Всё успевала она делать: учиться в школе, с домашним хозяйством управ-ляться, за младшими братьями присматривать. Маленькая хозяйка дома ровные стёжки-дорожки быстро строчить научилась, освоила и вязальное дело. Первые рукотворные обновы навевают массу воспоминаний. Петелька, а вот ещё одна и ещё… Из-под спиц юной мастерицы выходит тёплый свитер для брата Саши, будет теперь ему что в школу одеть.
После успешного окончания семи классов перед Екатериной встал вопрос: что делать? О продолжении её учёбы в Сладкове не могло идти и речи, таких средств семья не имела. Но мир, как говорится, не без добрых людей, на помощь пришёл дядя, родной брат матери. Посовещавшись с сестрой, забрал он племянницу к себе. В посёлке Ново-Варшавка Омской области, живя в семье дяди, окончила Екатерина 8 и 9 классы, а затем поступила в педагогическое училище в село Черлак. Быстро пролетело студенческое время. И вот снова она в родном краю, в местной школе, по велению сердца призвана «зажигать души – свечи».
Педаго-гика – дама капризная, непредсказуемая, со многими неизвестными. К тому же труд учителя требует боль-ших душевных сил, отнимает немало времени. Днём в окружении учеников, а вечером до первых звёзд на-ходилась Екатерина Герасимовна за проверкой тетрадок, составлением рабочих планов. Иногда засижива-лась и до рассвета. Уж кто-то невидимый выедал на небосводе сочную мякоть луны, оставляя от неё лишь тонкую дынную корочку, а в окнах в доме учительницы всё ещё горел свет.
– Самым тяжёлым для меня временем был третий класс, когда понимаешь, что в конце года придётся рас-ставаться со своими учениками, – признаётся Екатерина Герасимовна.
И какими же были разными её ученики – каждый со своим характером, эмоциями. И она учила их спра-ведливости, чувству долга, верности данному слову, вере в торжество добра и справедливости. Только ис-кренней любовью можно было завоевать доверие ребятишек, заинтересовать школьными предметами. Яр-ким пламенем творчества полыхала неугомонная натура учительницы начальных классов, неся искры опти-мизма и в повседневную жизнь.
Любимым увлечением Екатерины Герасимовны было участие в художест-венной самодеятельности. Любовь к песне пронесла она через всю свою жизнь.
– Нравятся мне патриотические, лирические, русские народные песни, даже не знаю, какие больше. Пою их часто без музыкального сопровождения. Пою так, как чувствую. Пока работала в школе, со сцены не сходила. Действовала у нас и агитбригада, во время полевой страды ездили с концертами по полям, – рас-сказывает моя собеседница.
Как добиться успеха в профессиональной деятельности? Подобный вопрос задают себе многие, только не все готовы дать на него ответ. Между тем разгадка его, думаю, проста. Нужно выбирать профессию, близ-кую по духу, и относиться к своей работе ответственно. Этот тезис на собственном примере и доказала Ека-терина Герасимовна. За многолетний педагогический труд была награждена она грамотами Министерства образования, районного отдела образования. Имеется у педагога и звание «Отличник народного образова-ния».
Приятно Екатерине Герасимовне, когда звонят, пишут письма, приходят к ней в гости её выпускники. Многие из них стали уже людьми известными, достигли карьерных высот. Со временем забываются сочине-ния, трудные, никак не решаемые в школьные годы задачки по математике, получаемые на уроках оценки, только остаётся неизменным в памяти образ первой учительницы. Помнят Е.Г.Мельникову её выпуск-ники и по-прежнему любят. Шла Екатерина Герасимовна по профессиональному пути, словно напевая хо-рошую, задушевную песню. Есть у нас очень точная и добрая народная пословица: «Какая душа, такая и песня».
Ольга АНОХИНА