В Голышмановском районе проживают 5667 детей. Сохранение их здоровья стало темой очередного совместного заседания Советов по реализации проектов развития образования и здравоохранения. С первых дней жизни контролируют здоровье ребёнка, помимо родителей, и медицинские работники.
По словам заведующей детской поликлиникой Г.А. Качалиной, основой профилактической работы является поддержка грудного вскармливания. В роддоме практикуют раннее прикладывание к груди. В поликлинике действует Школа матери. Заболевшие дети до года осматриваются на дому, из социально неблагополучных семей – ежедневно. Состояние здоровья детей первого года жизни напрямую связано со здоровьем матери, качеством её жизни, а по данным врачей на сегодня только семь процентов женщин можно назвать здоровыми. Часто рождаются непланируемые дети и в неполных семьях, что, естественно, сказывается на их здоровье.
– Чаще всего, младенцы подвержены заболеваниям органов дыхания и пищеварения, – рассказывает Галина Алексеевна. – Заболевания новорожденных, в основном, обусловлены внутриматочной гипоксией, родовыми травмами. Роддом работает по принципу «Мать и дитя», где созданы все условия для совместного пребывания матери и ребёнка. Здоровье маленьких детей напрямую зависит от правильного ухода. Но статистика показывает, что в большинстве семей низкий социально-экономический уровень. Такие семьи находятся на контроле. Информация заносится в общий банк данных Социальной защиты населения. Все дети до двух лет из малоимущих семей обеспечиваются продуктами детского питания. В 2009 году на эти цели израсходовано более трех миллионов рублей.
На диспансерном учете в детской поликлинике состоят 1302 ребёнка, из них детей-инвалидов – 115. Среди заболеваний, которым они подвержены, на первом месте стоят психические расстройства, на втором – болезни нервной системы, далее идет врожденная патология.
Среди приоритетных направлений по укреплению здоровья детей Г.А. Качалина назвала снижение показателей младенческой и перинатальной смертности, информационную работу с населением по профилактике смертности от внешних причин. А также создание здоровьесберегающей среды в дошкольных и общеобразовательных учреждениях в рамках реализации районной программы «Здоровье». Эту работу детская поликлиника проводит совместно с районным Отделом образования. Об этом подробно рассказала специалист по психолого-педагогическому сопровождению районного Отдела образования С.А. Иванова.
– Важным показателем эффективности реализации программы «Здоровье» являются результаты медицинского осмотра обучающихся, – поясняет С.А. Иванова. – В прошедшем учебном году врачами были осмотрены все дети. Результаты показали, что 1531 ребёнок имеет нарушение костно-мышечной системы. Эти отклонения от нормы стоят на первом месте. Освобождены от физкультуры в районе восемь детей. 1097 обучающимся рекомендованы занятия в группах коррекции, которые созданы во всех школах. В них занимаются 85 процентов, нуждающихся в этом детей. Для коррекции костно-мышечных нарушений показаны регулярные занятия как в школе, так и дома. И для того, чтобы исправить недостатки, нужно прилагать усилия родителям. С детьми из специальной группы занимаются интегрировано, они посещают уроки физкультуры вместе с остальными детьми, но нагрузки получают дозировано, выполняют специальные упражнения. Для работы с детьми с ослабленным здоровьем необходимы специалисты, которые владеют нужной методикой. С этой целью осенью прошлого года на базе школы №1 совместно с нашей поликлиникой был организован зональный семинар «Оздоровление детей средствами физической культуры». Семинар проводили специалисты областного врачебно-физкультурного диспансера.
Как рассказала специалист районного Отдела образования, в рамках реализации программы «Здоровье» рассмотрены такие темы, как «Создание здоровьесберегающей среды», «Подготовка к ЕГЭ без потери для здоровья». Проведён районный конкурс программ «Здоровье учителя» и районный конкурс «Лучший повар школьной столовой». Столовая Медведевской школы принимает участие в областном смотре-конкурсе. На базе этой же школы прошла областная ярмарка педагогических идей и инноваций в здоровьесбережении.
В прошедшем учебном году удалось приостановить увеличение нарушений органов зрения. Введены специальные упражнения для глаз при работе с компьютерами, динамические паузы и физкультминутки. Г.А. Качалина связывает этот факт и с улучшением освещенности учебных кабинетов.
Важным направлением в здоровьесбережении считают организацию школьного питания. На сельских территориях и в школе №3 организовано двухразовое питание. В школу №1 для учащихся начальных классов обеды и завтраки доставляются. Обучающиеся малокомплектных школ получают буфетную продукцию. Сохранён порядок компенсационных выплат: на первого ребёнка компенсируют 20 процентов родительской платы, на второго – пятьдесят процентов, на третьего и последующих детей школьного возраста – 70 процентов. Управляющие советы школы определяют список детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, им предоставляется стопроцентная компенсация родительской платы за питание. Практически все повара школьных столовых прошли обучение в Голышмановском агропедагогическом колледже.
В ближайшем будущем в образовательных учреждениях займутся мониторингом по выявлению учителей и учеников с функциональными отклонениями в здоровье и хроническими заболеваниями, вызванными школьными факторами. Будет вестись диагностика психологического климата в школах и обучение участников образовательного процесса навыкам снятия эмоционального напряжения. С.А. Иванова считает, что необходимо организовать системную работу по здоровьесбережению под девизом «Здоровый учитель – здоровый ученик». А также совершенствовать школьное питание, на сегодня питаются во время учебного дня 98 процентов детей, но сбалансированное питание должны получать все без исключения. Горячие обеды и завтраки должны прийти и в малокомплектные школы района.
Конечно, в школах ведётся большая работа, и результаты очевидны. Но формировать потребность у подростков вести здоровый образ жизни взрослые должны на своем примере и не только в стенах образовательных учреждений. Изменить образ жизни человека в сознании ребенка – значит, измениться самим.
Наталья Гладковская