Так гласит народная поговорка. Хотя ещё совсем недавно молодёжь в валенки не облачишь, не солидно считалось, «прошлый век», ассоциировались они исключительно с деревенским стилем одежды, а сапожек из кожи и меха появилось в избытке. Зато теперь мода на валенки снова возвращается… А вот у наших предков именно эта обувь в зимнее время пользовалась большим спросом. И удовлетворяли спрос местные ремесленники.
Как пишут в различных исторических источниках, валенки или катанки в сибирских селениях более привычно назывались пимами, а мастера-изготовители соответственно – пимокатами. Название было позаимствовано у народов Крайнего Севера, причем «перекочевало» с меховой обуви на валяную из овечьей шерсти.
О пимокатном промысле известно и на территории нашего района. Ручным ремесленным трудом занимались целыми семьями. «Шерсть, разбитую на луке особой струной, расстилали на тряпицу слоем в 2 вершка толщины, навёртывали, слегка смачивая водой, на валёк и, при помощи последнего, катали на полке (лавке). Полученную таким образом кошму складывали, придавая ей форму пима и покрывая спайки свежим слоем шерсти. Пим внутри набивался тряпьём и катался руками, после чего опускался на 1 час в чан с кипящей водой и по вынутии катался руками на четырёхгранном железном пруте длиной 10 вершков, толщиной ¼ дюйма. Остывая, пим делался жёстким, поэтому во время катания его несколько раз спускали в горячую воду. Внутрь пима затем вкладывали колодку с выемкой посередине и снова «откатывали», чтобы сделать углубление между пяткой и носком. Для окончательной отделки пим катался на рубанке (деревянном брусе с полукруглыми зарубками), в последний раз опускался в горячую воду, после чего выглаживался на колодке литовкой, чистился пемзой и сушился». Так о трудоёмком пимокатном деле рассказывают историки, но у настоящих ремесленников всегда были свои секреты мастерства, словами которые не описать, а которые передавались от отца к сыну, из поколения в поколение.
Казалось бы, сейчас уже никто пимы катать не будет – на рынке такого товара пруд пруди, выбирай на любой вкус. Но нет! Настоящие валенки мягкие, безшовные, из настоящей шерсти, которые прослужат много-много лет, но делают их немногие – те, к кому перешёл секрет пимокатания по наследству…
В селе Сартам живёт обычный человек средних лет Соболевских Александр Николаевич, с обычной работой – водитель при сельской администрации. Но кто бы мог подумать, что каждую осень он начинает делать… валенки! Лёгкие, мягкие, удобные! Откуда он знает об этом старинном ремесле? Кто научил его так мастерски катать валенки?
-- У тестя моего, Голдышева Ильи Гурьяновича, сыновья разъехались: один в Тюмени, другой в Тобольске, -- отказались учиться пимы катать, а я согласился, -- с улыбкой начинает рассказ Александр Николаевич. – Две зимы ко мне тесть приглядывался, смогу ли я ремесло осилить. А когда понял, что можно мне семейное дело доверить, научил всем премудростям пимокатания и частенько приговаривал: «Учись! На кусок хлеба всегда заработаешь!».
И вот уже 15 лет Александр Николаевич делает валенки. Поначалу не всё получалось, не раз он к тестю в Покровку съездил за советом.
-- Чтобы свалять валенок, нужно приготовить шерсть, перебрать её, на щётках растеребить, а потом выстелить и закатать, -- говорит о тонкостях ремесла мастер. -- Всё вручную. Односельчане начинают обращаться уже с октября. Валять приступаю к середине ноября, а в этом году пораньше начал, все для малышей заказывают, и для своих внучат нужно успеть сделать. Спрос на валенки всегда есть.
К пимокатанию Александр Николаевич приступает или после работы, или утром пораньше. Сутки нужны, чтобы один валенок сделать. Шерсть овечья пригодна только летняя: весной стригут овечек, лето они новую отращивают шерсть, и в августе уже их стригут, чтобы потом сделать валенки. Если со стрижкой запоздать – начинается пух.
-- Когда шерсть приносят, сразу вижу, какая она, -- улыбается пимокат. – Всякую приносят. Из «поздней» шерсти трудно катать пимы. Некоторые приходят летом и показывают шерсть, спрашивают, можно или нет начинать овец теребить, готовить шерсть на валенки.
Делать валенки малышу Александру Николаевичу кажется интереснее и забавнее, шерсти на пару идёт граммов 600. Валенки для взрослых делать сложнее, и шерсти, например, на женские пимы 25-ти сантиметров в стопе, идёт 1 килограмм 600 граммов. Труд тяжёлый. Не случайно никто больше из родственников учиться пимокатанию не хочет. А Александр Николаевич уже не бросит, втянулся. И семейному бюджету подспорье!
Бюджету подспорье – дело, а делу – жена, Людмила Ильинична. Именно в её семье пимокатание из поколения в поколение передавалось.
-- Помню ещё маленькой со школы идёшь, а в сенках много шерсти – один узелок стоит, второй. Дед берёт эту шерсть – и в баню катать, -- вспоминает Людмила Ильинична. – Нам, маленьким, интересно, бежим за ним в баню. А там натянута струна, на неё дед шерсть клал и бил руками, а шерсть пухом разлеталась. А ещё после школы частенько все ребятишки к нам на примерку новых валенок прибегали.
Потом и отец Людмилы Ильиничны стал валенки катать. Сначала своим только делал, потом и всем, кто попросит. А дочка с детства всё о пимокатании знает: сколько граммов на валенки нужно, на какой возраст, какую шерсть. Весь процесс на глазах, только женщине физически тяжело его выполнять. Сейчас мужу помогает выкладывать шерсть в бане, а уже готовое изделие обрабатывать пемзой, чтобы валенки гладенькими были.
…Земля слухами полнится! Со всего района к семье Соболевских едут за валенками. А как иначе? Работа добротная, и в селе валенки просто необходимы. Мягкие, тёплые, из хорошей шерсти пимы наденешь зимой – никакой мороз не страшен. И здоровье сбережёшь. Эх, нашёлся бы кто, не поленился у Александра Николаевича потом тоже мастерство перенять!
На снимках: сибирский пимокат А. Н. Соболевских; его мягкие, тёплые валеночки
Фото Т. СУХОВОЙ