Дом супругов Гришечко ладно вписывается в находящиеся рядом сельские посады. На усадьбе обширный огород, многочисленные постройки для скота. Михаил Дмитриевич деловит и домовит, умело ведёт личное подсобное хозяйство.
Его семья считается одной из самодостаточных в Никулине. Владелец подворья – уроженец местных краёв. В них невозможно не влюбиться. Берёзовые перелески среди лугов и пастбищ, тихие озёра – богата ими родная сторонушка. Не так просто с этой красотой расстаться.
– Как бы трудно ни приходилось, никогда мы о переезде не думали. В молодости в милиции трудился, жена дояркой в местном сельхозпредприятии работала. Раньше общественных коров доила, теперь вот только своих. Сколько помню: всегда у нас подсобное хозяйство большим было. В настоящее время оно для нас единственный источник семейного бюджета. Старший сын Алексей в городе, в охранной системе работает, младший Андрей дома пока находится, – рассказывает Михаил Дмитриевич.
В крупном личном подсобном хозяйстве работы круглый год невпроворот. В день нашего приезда на подворье в бездействии находился лишь цепной дворовый пёс. Так у него служба такая – стеречь хозяйское добро. Вечером же двор и вовсе оживает. В стайках жуют свою жвачку пришедшие с пастбища бычки и пять коров. Трудолюбивые хозяева в бесконечных заботах и хлопотах находятся. Трудности различного рода испытывают их на прочность. Но супруги не опускают рук, не падают духом. Стараются удержать на своих плечах производство, сильно страдающее от экономически несправедливых цен.
– Молоко по семь рублей за литр принимают. Куда это годно? Литр солярки стоит 30 рублей. Загнали селян в угол – дальше уж некуда. Чтобы сено заготовить, солярку приобрести, два бычка пришлось сдать. А ведь нужны ещё запчасти, качество их никуда не годное, цены же – не подступишься. Почти все средства на хозяйственные нужды и уходят, а хочется, чтобы и себе что-то перепадало. Иначе, какой резон такой тяжёлый «воз» тянуть, – рассуждает Михаил Дмитриевич.
Сколько сетований приходится слышать сегодня по поводу непаритетных цен. Кто-то заметно поубавил живности на подворье, старается больше на вахтовый метод «налегать» или стремится устроиться на работу в другие сферы производства. Михаил Дмитриевич не даёт пока капитулянтским настроениям верх взять, держится за подсобное хозяйство, пытается всеми путями противостоять пресловутому «затратному механизму». И противостояние это каждо-дневное, упорное. В текущем сезоне удалось выкроить средства на строительство бани.
– В деляне лес сам пилил. Перед этим два года, правда, добивался такой возможности – деляну со строевым лесом получить. Доски в лесхозе предпочёл приобрести, – раскрывает владелец подворья некоторые секреты удешевления строительных работ.
Заготавливать в деляне необходимый стройматериал – тяжёлый труд, а вот возводить из него новую, важную постройку – это уже радость. Тут и расчёт, и глазомер нужен. Объём, размер брёвен, где сучок, где извилинка – всё надо учесть при возведении сруба. Частенько от поднятия тяжестей и спина к вечеру уже «хнычет». Но помаленьку-полегоньку продвигаются дела на строительстве. Да и куда торопиться, ведь не под гору дела катятся, в гору идут. Всё-таки великая эта мудрость: «Помаленьку, полегоньку». Применительна она и к крестьянской работе. Тихий воз на горе будет.
Крепко стоит владелец подворья М.Д. Гришечко на земле. Из родного села уезжать не собирается, надеясь, благодаря трудолюбию и хозяйской смекалке, преодолеть свалившиеся трудности. Да и когда крестьянин легко жил?