Медиакарта
18:55 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Бороды надо брить, но с осторожностью

Бороды надо брить, но с осторожностью
11:12 | 10 декабря 2012
Источник:

В Тюмени прошли XI Губернаторские чтения, посвященные проблемам школы

Тот факт, что вопрос образования – это политическая проблема, раньше других в России понял Петр I. Он приказал боярам брить бороды, а их недорослей посылал учиться за границу, дабы покончить с невежеством и отсталостью страны.

Таким брадобреем на одиннадцатых Губернаторских чтениях предстал Алексей Семёнов – академик РАН, доктор физико-математических наук, ректор Московского института открытого образования. Он выступил перед педагогической общественностью Тюмени с докладом «Будущее российской школы как будущее страны».

Главная мысль этой публичной новеллы – взгляд на обучение пора менять. Нужен индивидуальный подход к развитию у детей имеющегося потенциала – ума, способностей, склонностей.

«Для каждого учащегося может быть выстроена образовательная траектория, своего рода индивидуальный коридор развития, внутри которого ребенок будет развиваться успешно, сообразно своим способностям. И не важно – талантливый это ученик или нет. Конечно, мы должны выделить самых одаренных детей, но работать нужно со всеми ребятами – ведь у любого есть способности к чему-либо, – подчеркнул Алексей Семенов. – Необходимо, не скупясь, инвестировать в детей. Эти вложения являются вложениями в наше будущее и в перспективе окупятся».

Бурное развитие информационных технологий обусловило появление иного типа коммуникативной личности. Нынешние дети еще до школы овладевают навыками фото- и видеосъемки, умением создавать в Интернете свои сайты, готовить компьютерные презентации. Современное письмо – это письмо с помощью клавиатуры. Визуальная, устная и письменная коммуникации объединяются на экране компьютера, тем самым формируя единое коммуникационное пространство. Учитель получил возможность в компьютерно-цифровом формате заниматься репетиторством, принимать экзамен, контролировать выполнение учащимися домашнего задания, учить их писать сочинения. Это уже другой уровень образования, о котором мы раньше и не помышляли. Но каждому ли ученику (да и учителю) доступны достижения прогресса?

Сколько бы мы ни спорили, Интернет – зло или благо, это данность, с которой надо считаться. В свое время Платон, привел пример Алексей Семенов, осудил появление письменности, сказав, что вместе с ней исчезнет мудрость. Дискуссии об Интернете напоминают платоновские диалоги.

– Мы должны научить детей правильно пользоваться Интернетом, извлекать оттуда знания, накопленные человечеством. В этом состоит наша мудрость, – считает Алексей Семенов. – Человек учится использовать информацию и меньше сведений запоминать. Зачем, если благодаря «паутине» доступна любая справочная литература? Куда важнее развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать.

Дети перестали общаться друг с другом – бьют тревогу родители и педагоги. Но ведь они активно взаимодействуют между собой в «сети»! Разве хуже синтопное общение (происходящее в одном месте), чем диалог «глаза в глаза»? Студенты, сидящие в последнем ряду большой аудитории, не видят выражения лица лектора. По существу, это дистанционное обучение. Но никому не придет в голову говорить об отсутствии между ними коммуникации. Парадокс, не правда ли?

Содокладчики А.Л. Семенова отмечали, что, наконец, семья повернулась к школе лицом. Более 70% родителей готовы сейчас соучаствовать в деятельности образовательного учреждения. И этот факт – улучшение взаимоотношений «школа–родители» – ученый связывает с развитием информационной среды. Папы и мамы могут узнавать о жизни школы, зайдя на ее сайт, общаться по скайпу с классным руководителем, мониторить через компьютер, чем ребенок занимается дома и т.д.

В этих условиях иные требования предъявляются к учителю. Педагог должен учить детей учиться – легко, с радостью. А для этого ему нужно учиться самому. Учиться не время от времени на курсах повышения квалификации, а ежедневно, ежечасно вместе с учеником.

По мнению Алексея Семенова, учительский корпус нашей страны нуждается в обновлении. Однако, чтобы обеспечить профильное обучение (по разным программам с преобладанием тех или иных дисциплин), совсем не обязательно готовить педагогов только в педвузах:

– Студенты непедагогических университетов уже с первого курса могут работать в школе, пройдя соответствующую подготовку. По окончании вуза лучшие выпускники вместе с дипломом, например, инженера получают документ о квалификации педагога и, может быть, пойдут работать в школу.

С ним категорически не согласен губернатор Владимир Якушев. Он назвал выдвинутый тезис утопией:

– Это приведет к тому, что более или менее сильные работники педагогических вузов уйдут в технические. И тогда наши пединституты мы опустим еще ниже. Ни в коем случае нельзя этого делать! Да и фундаментальное образование еще никто не отменял.

Глава региона в ходе дискуссии высказал свое мнение о болевых точках современной школы и путях решения ее актуальных проблем.

«На мой взгляд, необходимо притормозить все реформы и изменения, связанные с модернизацией управления общим образованием. Сегодня мы пытаемся управлять системой, которая больна и нуждается в восстановлении. Прежде всего, «хромает» подготовка самих педагогических кадров. Выпускник школы должен обладать прочными знаниями. В настоящее время система дает сбой, и он их не получает. Все наши ресурсы – интеллектуальные, организационные, финансовые – должны быть направлены на то, чтобы педагогические вузы за короткий промежуток времени качественно улучшили свои позиции. Сегодня остро нужны учителя, способные вырастить будущих профессиональных физиков, химиков, математиков и других востребованных специалистов. Только когда вся система образования – от общего до вузовского – начнет работать без сбоев, на наших предприятиях появятся высококлассные и подготовленные кадры», – убежден Владимир Якушев.

Министерство образования и науки РФ провело мониторинг эффективности деятельности высших учебных заведений, и это многих встряхнуло, «в вузах наконец поняли, что надо менять отношение к работе».

К сожалению, в число неэффективных попали Ишимский педагогический институт и Тобольская социально-педагогическая академия. Они нуждаются в реорганизации и повышении уровня работы.

– Все имеющиеся ресурсы должно направить на то, чтобы наши педвузы за короткий срок выросли на голову. И тогда мы начнем получать профессиональную школу, – сказал в заключение губернатор.

Автор: Ольга РАДУТНАЯ, Александр АКСЁНОВ /фото/