В доме на Пролетарской в этот день на удивление шумно и суетно – все готовятся встретить большое событие. Старейшине рода Соломатиных – Федоре Никифоровне Голубевой – исполняется сто лет. Не каждому человеку Бог отмеряет такой удел – жить целый век.
Федора Никифоровна родилась в семье зажиточного крестьянина Никифора Соломатина в деревне Соломатиной, что находилась недалеко от Крупининой. Отец был трудолюбивым и мастеровым, имел крепкое хозяйство, полный двор скота, землю. В тридцатом году, когда Федоре исполнилось 18 лет, единоличную семью Никифора, как чуждую революции, разорили, отобрали всё нажитое крестьянским трудом. Соломатиных сослали на север, за Ханты-Мансийск. О тех горьких временах Федора и сейчас вспоминает с дрожью в голосе. Постепенно стираются в памяти даты, имена, но вот постоянное чувство голода помнит даже сейчас. На севере она потеряла своих родных: сестру, маму, отца. Когда умер отец, его не хоронили почти неделю, родные ждали, когда выдадут на него хлебный паёк.
– Поездила я тогда по северу, постранствовала, – рассказывает Федора Никифоровна. – Женщины другие всё работу полегче искали, а я молодая была – и на лесозаготовках работала, и за лопату бралась наравне с мужиками.
После работы – только жидкая пустая похлёбка. Хлебного ежедневного пайка, небольшого куска хлеба, хватало на один раз. Но и эту краюху овсяного хлеба берегла Федора, чтобы унести домой. Там кисель варили – на всех. И тогда вокруг были люди, которые жалели девчонку, несмотря на то, что она из раскулаченных. До сих пор помнит женщину-татарку. «Ты ель чё – не ель?» – спрашивала она у Федоры. Вела к себе домой и ставила перед ней полную чашку горячего супа. Глядя, как жадно девушка её опустошает, вздыхала о чём-то, ахала по-своему. Кто свёклы даст, кто хлебных сухарей. Может быть, помощь людей спасла от гибели.
Прошла жизнь, как один день. Когда Федора вернулась в родные края, работала в колхозе. Успела до пенсии несколько лет поработать на совхозной ферме. Вышла замуж, родила детей. Старших – Надежду, Михаила, Веру – теперь уже схоронила. Не дал им Бог столько жизненных сил. Когда мать овдовела, забрала её в посёлок дочь Вера. Сейчас живёт у внучки Елены. На юбилей матери и бабушки собралась вся её многочисленная родня. Младший сын Анатолий приехал даже из Пскова. Съехались внуки, правнуки, сваты. По случаю юбилея накрыли большой стол в доме. Усадили Федору Никифоровну в её любимое кресло во главе стола.
Перед самым застольем в честь юбилярши решили снова пересчитать внуков и правнуков. Оказалось – двенадцать внуков и девять правнуков. Старшая правнучка Марина Соломатина с улыбкой отметила, что бабушка с нетерпением ждёт, когда в роду появится праправнук.
К сожалению, к Федоре Никифоровне не была судьба благосклонна. Сначала – ссылка перечеркнула её вмиг закончившееся счастливое детство. Потом сиротская доля, когда опереться было в жизни не на кого. Позднее внуки и правнуки пытались добиться для матери статуса реабилитированной в годы репрессий. И даже в этом не повезло. Когда семью сослали из родных мест, Федора уже не считалась ребёнком, но и самостоятельной, как её старшая сестра, не была. Вот так и выпала из списков.
Сейчас вокруг бабушки – родные, любящие люди. Порой забудется она, внучку Лену назовёт Верой, Марина напоминает ей Надю. Показалось, что это не оттого, что Федора Никифоровна слабеет памятью, просто ясно в молодых видит продолжение своих детей, себя. Иногда и характер проявит. Приструнит строго, внучек проказницами с любовью назовёт. На юбилей велела подарить ей нарядные платья. В молодые годы Федора красавицей слыла, несмотря на трудные времена, всегда по моде одевалась. Вроде простое платье, а пришьёт рюши, воротничок, поясок приладит – совсем другое дело. Сразу несколько нарядов подарили ей – примеряла перед застольем долго.
Наперебой внучки рассказывали, что делает бабушка по дому. До сих пор моет посуду. Ещё в прошлом году выходила в огород, понемногу картошку копала. Нынче признала: не помощница уже. До последнего времени не выпускала спицы вязальные из рук, варежки, носочки навязывала всем внукам. Любит до сих пор клубнику на грядках собирать.
Вот так и живёт эта простая женщина Федора Никифоровна Голубева, отмерившая сотую годовщину своей жизни. Хорошо, что дети по крупицам сохранили сведения о её жизни, о своих предках. И передают эту память из поколения в поколения. Значит, жив будет род Соломатиных из сибирской деревни из века в век.
Фото Виталия Ракова