Сегодня гражданину, обратившемуся за какой-либо государственной услугой, совсем не обязательно собирать необходимые справки по различным учреждениям. Более того, ведомства даже не вправе требовать, например, свидетельства о рождении, заключении брака, если он зарегистрирован в Тюменской области, справку о составе семьи, если человек проживает в муниципальном доме, пенсионное удостоверение и многие другие данные. Перечисленные документы организация запрашивает самостоятельно посредством системы межведомственного электронного взаимодействия. О том, как происходит эта работа, на примере Управления социальной защиты населения рассказала его начальник Ольга Николаевна Валова:
— Схема получения гражданином какой-либо меры социальной поддержки изменилась незначительно. В первую очередь, он составляет заявление, к которому прилагает пакет обязательных документов. На сельских территориях заявления и документы от граждан принимает специалист по социальной работе и самостоятельно доставляет их в Управление социальной защиты. С полным перечнем обязательных и необязательных к предоставлению документов и образцом заявления на услугу можно ознакомиться на информационных стендах учреждений, а также в административных регламентах на оказание услуг в электронном виде на сайте государственных и муниципальных услуг Тюменской области www.gosuslugi.ru. Если заявление составлено верно и приложены все документы, специалист выдает гражданину уведомление о приеме заявления. Далее осуществляет запросы в другие ведомства, но лишь в те, которые уже работают в системе электронного межведомственного взаимодействия, для подтверждения либо уточнения указанных в заявлении данных. Запросы производятся с помощью персональной идентификационной карты, которую имеет каждый специалист. В будущем планируется выдавать такие карты и гражданам, чтобы они могли самостоятельно с домашнего компьютера заказывать электронные услуги. Если имеющиеся данные недостаточны, специалист производит дополнительные запросы. Или заявитель может сам предоставить недостающие документы, обратившись в соответствующие инстанции. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, находящихся в распоряжении других органов, не может превышать пяти рабочих дней. Только после полученных ответов на запросы принимается решение об оказании услуги или отказе с указанием причины. Гражданин обязательно получает уведомление о принятом решении.
Например, гражданин обратился за оказанием материальной помощи на капитальный ремонт жилья. В первую очередь, мы запрашиваем в администрации акт о состоянии жилого помещения. Он предоставляется нам в течение пяти рабочих дней. Если таких сведений нет, администрация по нашему запросу проводит экспертизу и в течение месяца предоставляет информацию о состоянии жилого помещения. Естественно, параллельно совершаются остальные запросы.
Уже более пяти лет мы работаем «в одно окно», то есть один специалист принимает от гражданина документы сразу на несколько мер социальной поддержки. Тут же специалист подскажет на какую государственную услугу гражданин еще имеет право. Таким образом, гражданин может обратиться одновременно, например, за адресной помощью, детским пособием, пособием по уходу за ребенком до полутора лет, за субсидией, возмещением оплаты ЖКУ и так далее. Придется лишь составить отдельное заявление на каждую меру социальной поддержки, а оформление документов и консультирование происходит у одного специалиста. Так экономится время на «хождении по кабинетам».
Сегодня у нас налажено электронное взаимодействие с бюро медико-социальной экспертизы, ЗАГСом, УВД по Тюменской области, военкоматом, главным управлением МЧС России по Тюменской области, фондом социального страхования, департаментом финансов, департаментом по спорту и молодежной политике, департаментом труда и занятости населения, а также с муниципальными образованиями. По всем сведениям в рамках компетенции этих ведомств мы вправе делать запросы. Всего специалистами управления социальной защиты в 2012 году было сделано более 500 запросов.