Медиакарта
13:26 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Советники выстилают дорожку бизнесменам

Советники выстилают дорожку бизнесменам
10:32 | 11 декабря 2012
Источник:

В Тюмени побывала делегация посольства Швеции

Как мы уже сообщали, Тюменскую область с рабочим визитом посетила делегация Посольства Швеции в РФ. Гости побывали в региональной столице, чтобы обсудить вопросы подготовки запланированных шведской стороной на следующий год Дней Швеции в Тюменской области, которые намечены на конец февраля – начало марта.

Члены делегации встретились с заместителем губернатора, директором департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Вадимом Шумковым и директором департамента недропользования и экологии Владимиром Волковым.

Экономический блок встреч замыкало посещение Западно-Сибирского инновационного центра, именуемого технопарком. Томас Халльберг, советник по экономическим вопросам Посольства Швеции в РФ, Микаель Юханссон, глава Российского отделения Торгового Совета Швеции, и Марианн Хультберг, советник по экономическим вопросам шведского посольства, сопровождаемые парой-тройкой технических работников как со шведской, так и с нашей стороны, не без интереса осмотрели залы здания. Гости отметили, что здание хорошо приспособлено для различных конференций. На вопрос телевизионщиков: «Видели ли вы где-то ещё такое здание технопарка?», – ответили: мол, не видели.

Правда, Томас Халльберг осторожно поинтересовался у хозяев, а где, собственно, работают инженеры, поскольку технопарк «рассчитан на это». Хозяева пояснили: это, так сказать, только видимая часть, остальное покажем. И повели шведских гостей в офис одного из наиболее успешных резидентов – ООО «ИНТЭС».

Делегацию встречал генеральный директор Юрий Богачук. Он подвел гостей к светящемуся множеством лампочек и сделанному явно «не на коленке» фирменному шкафу – интеллектуальной станции управления электродвигателем насоса. Рядом со шкафом стояла прозрачная пластиковая труба, где был помещен баскетбольный мяч. Хозяин поколдовал над кнопками, насос стал подавать воздух – мяч поднялся по трубе. «Высота может быть такой. А может, – директор чуть изменил вводные данные, – такой. Она может быть любой. Обратите внимание, – сказал Богачук, – система работает без датчиков».

Судя по реакции гостей, внимание можно было и не обращать. Микаель Юханссон, глава Российского отделения Торгового Совета Швеции, по всей видимости, инженер, уже подошел к установке и пристально её рассматривал. Суть «аттракциона» состояла в том, что оптимальный режим работы двигателя поддерживался автоматически. Причем двигателя самого что ни на есть распространенного – асинхронного. Такие используются где угодно – от машиностроительных станков до дачных насосов.

Понятно, что станция управления – удовольствие не из дешевых, поэтому может применяться не «где угодно». В данном случае интеллектуальная станция управляла электродвигателем погружного насоса для добычи нефти. Станция сама задает обороты насоса, подстраиваясь под особенности пласта: дает пласт больше нефти – увеличивает обороты, меньше – снижает. Пласт и насос работают в оптимальном режиме, что ведет к кратному увеличению добычи.

Кроме того, при оптимальном отборе нефти из пласта в жидкую среду не попадает воздух, а это существенно увеличивает ресурс насоса, поскольку к минимуму сводится воздействие основного врага крыльчаток центробежных насосов – воздушных пузырьков (процесс называется кавитацией).

Интеллектуальные станции предназначены для работы с трудноизвлекаемыми запасами нефти (малые дебеты, высокая температура и т.д.). На сегодняшний день подобных станций в мире пока нет, сказал Богачук.

– Это, как я понимаю, макет? – тут же уточнил Томас Халльберг.

– Почему макет? Действующая станция. Такие станции уже стоят на некоторых, наиболее сложных скважинах ТНК-ВР и «Роснефти».

Юрий Богачук подвел гостей к большому монитору. На этот монитор сервер в режиме реального времени выдает собираемую с интеллектуальных станций информацию по конкретным скважинам.

– Вот, пожалуйста, месторождение Усть-Тегусское, – директор назвал номер скважины. – Уровень жидкости над насосом, давление, добыча… Любой параметр, какой хотите, можно видеть прямо из офиса, на месторождения ездить не надо.

Причем параметры можно не только видеть, но и изменять. «Можно, но не нужно: интеллектуальная станция сама выбирает оптимальный режим, вмешиваться нет необходимости. А вот изучать – это пожалуйста!».

– Система в море может работать? – вновь уточнил Томас Халльберг.

– Может. Почему нет?

«Море» гостей интересовало определенно. Тем временем хозяин подвел их к внешне напоминающему трубу линейному насосу. Да, собственно, это и была самая настоящая труба. Внутри её ходит поршень, но ходит довольно хитрым образом: вместо опор используются магниты, поэтому в опорах нет трения.

Другая инновация – тонкий однофазный кабель вместо привычного трехфазного (насос потребляет мало энергии, три фазы «бросать» на полторы тысячи метров излишне). И по этому кабелю одновременно подаются и питание насоса, и сигналы управления. Подобного в мире пока тоже нет, заметил Богачук, но мог бы и не замечать: советникам это было и так прекрасно известно.

Напичканной инновациями «трубе», которая уже признавалась в Тюменской области лучшей идеей года, предстоит со временем заменить не только многотонные станки-качалки, но и центробежные насосы, совершив технологическую революцию. Ни тебе тысячеметровых штоков, что имеют скверную привычку обрываться «по резьбе», ни уязвимых крыльчаток, которые выводит из строя высокая температура пластов и кавитация, – опустил насос в скважину и работай. Тем более что он всего пять метров длиной, стало быть, поместится в любую, самую искривленную скважинную конфигурацию.

– И этот насос вы посадите на свою интеллектуальную станцию, – не столько вопросительно, сколько утвердительно произнес Томас Халльберг, в делегации хорошо говорили по-русски.

– Разумеется, – ответил Богачук.

– А могу я его купить?

– Пока нет: опытный образец. Но за ним уже выстроилась очередь.

Купить можно будет не ранее конца следующего года (только на сертификацию уйдет 180 суток). Заказы на компоненты размещают на иностранных фирмах («там делают «железо», вся математика и технические решения наши»), в том числе тех, с которыми предприятие давно сотрудничает.

– В будущем производство, – подытожил Юрий Богачук, – планируем осуществлять в Тюменской области на трех специализированных заводах, возможно, с иностранным участием. Спрос на изделия гарантирован, губернатору, который нас поддерживает, идея создания нового производства нравится.

Автор: Сергей ШИЛЬНИКОВ