Медиакарта
15:04 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Посмотрела на свою школу – и расплакалась

21:04 | 11 декабря 2012

Теперь по коридорам моей собственной школы меня водит племянница, которая учится здесь в четвертом классе. Без ее подсказки я бы точно заплутала. Слишком многое изменилось… На входе – незнакомая вахтерша (еще несколько лет назад вахты вообще не было, у входа коридорчиком выстраивались дежурные ученики и с удовольствием не давали проходу своим однокашникам, пытавшимся прорваться в школу без сменной обуви). Туда, где раньше учились младшеклассники, сейчас приводят дошкольников – в левом крыле открыли группу детского сада. Вместо арок установили двери. Наверное, это дисциплинирует. Теперь ученикам не пронестись гурьбой с верхнего этажа в столовую за несколько секунд, как это когда-то делали мы, распугивая учителей… Все, конечно, очень красиво, но немного грустно, потому что слишком ново. Племянница искренне удивляется моим размышлениям вслух. – Да ты чего! Так всегда было! – уверенно говорит она, имея в виду под всегда свои четыре года учебы. Смешная. Ну, ничего – вот перейдет в пятый класс, у нее начнутся уроки географии, тогда и узнает, что такое настоящее всегда. … – Приходи, конечно! Я буду в своем классе. Как – в каком? В 103-м! Неужели забыла? – говорит мне по телефону преподаватель географии Елена Баянова. – До сих пор там? – удивилась я, настроившаяся на волну всяких школьных изменений. – Уже 26-й год там, – отвечает Елена Александровна. И надо же, нет в ее голосе усталости или сожаления. … Летом 1987-го года выпускница географического факультета ТюмГУ Елена Баянова получила распределение в школу N 60. И сразу же решила наведаться на место своей будущей работы. – Мне сказали, что школа – новостройка, находится в новом микрорайоне, – вспоминает Елена Александровна. – Недалеко, кстати, от моего собственного дома. Однако в той стороне я никогда не была, поэтому и отправилась, так сказать, на разведку. Домой начинающая педагог вернулась вся в слезах, не на шутку перепугав маму. – Что такое? Кто обидел? – спросила та. – А школы-то и нет! – сквозь слезы отвечала дочка. Но это выпускнице с перепугу показалось, что совсем нет. На самом деле – была, но пока только в виде фундамента. – А дело-то к 1-му сентября близилось, – улыбается своим воспоминаниям Елена Александровна. – В общем, переживала я сильно, потому что студенткой ответственной была, прилежной, все мне всегда надо было наверняка знать. А тут – ничего не известно. Но оказалось, что директор строящейся школы Николай Иванович Коротков – человек тоже конкретный и деловой. Пообещал ученикам и учителям, что школа будет готова к сроку, так и получилось. Правда, это дети пришли осенью в уже готовенькие чистые классы. А учителя-то начинают работать раньше – в конце лета. Вот и пришлось им собираться на педсоветы в вагончике-бытовке, чтобы не мешать строителям заканчивать отделку. – Хотя они и 1-го сентября еще доделывали, – рассказывает Елена Александровна. – Я проводила классный час, а в моем кабинете двери примеряли. Представь! Дети отвлекаются – мне еще маленьких дали, четвертый класс, – я тоже переживаю, потому что это мой первый урок в новой школе. Ничего – справились! Тот курьезный случай, наоборот, очень сдружил преподавателя и детей. Вместе посмеялись, пошутили, и ученики поняли, что дружить с учителем – можно. Так и дружили до 11-го класса. … В прошлую субботу тогдашние четвероклассники – выше ростом своей учительницы головы на две – пришли на юбилей школы в театр кукол. – Не всех собрать, конечно, получилось, но все равно очень приятно, – говорит Елена Баянова. Хотя бывших учеников она встречает часто – практически каждый день. Такая особенность у школ, которые находятся в микрорайонах. Живут-то все рядом, многие здесь заводят семьи и отправляют в ту же школу уже своих детей. – На первом уроке в пятых классах кто-нибудь каждый раз да спросит меня: «А вы помните мою маму?», «А вы помните моего папу?», – рассказывает Елена Александровна. – Называют фамилии, и я вспоминаю… Вспоминает, как вместе дежурили по школе; оставались после уроков на факультативы, зарывшись в контурных картах; ездили на экскурсии – чтобы дети понимали, что география не только на глобусе, она повсюду; высаживали цветы в школьном дворе… – Сейчас уже не высаживаем, – говорит Елена Александровна. – Не положено детей привлекать к физическому труду. Если у них желание, конечно, есть – то пожалуйста! Но никто не рвется особенно… Об изменениях в системе образования она говорит неохотно. – Учителя старой закалки, наверное, все такие, – предполагает Баянова. – Мы привыкли, что есть ученик и учитель. Если одни хотят учиться, а другие обладают талантом и любовью к детям, то все получится без всяких новых технологий. Но прогресс не стоит на месте, и мы тоже учимся… Хотя старую свою педагогическую практику она не забывает никогда. Елена Александровна уверена, что иной раз лучше учебников – настоящие путешествия. Вывозит своих детей в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тобольск, Кунгур… Дети, наверное, не верят, что их всегда улыбающаяся, энергичная учительница застала их школу еще на стадии строительства. Это же каменный век – 25 лет назад! – уверены они. – Да я и сама так же думала, когда встречала преподавателей, которые работали в школе по нескольку десятков лет, – пожимает плечами Елена Баянова. – Думала: нет, столько не выдержу, убегу! Не убежала. Сейчас, конечно, периодически поговаривает, что пора бы на заслуженный отдых по выслуге лет, но постоянно находятся дела, которые надо доделать, ученики, которых надо доучить. Надеюсь, что моя племянница еще успеет спросить у Елены Александровны на своем первом уроке географии: «А вы помните мою тетю?»

Автор: Мария Самаркина