У каждого семейного человека бывают свои особые праздники. Кто, допустим, забудет юбилей своей свадьбы? Понимая, что это память дорога для старых людей, ветеранский совет нашей Бегишевской «первички» держит такие даты на особом контроле.
Позаботились мы заранее, чтоб поздравить с 55-летием супружеской жизни и эту почтенную пару – Долгих Кузьму Тимофеевича и Марию Кузьмовну. Хотя сами они не планировали собирать никаких гостей, не имея для этого должных средств и здоровья.
И вот несколько наших женщин, ветеранский костяк, совместно с приходским активом, настряпав у себя дома кто рыбных пирогов, кто печенья, кто сдобы, собрались и пришли к «новобрачным» в Михайлов день, 21 ноября. В православный наш праздник, к которому когда-то была приурочена их свадебная вечеринка. Растроганные таким вниманием, «молодожены», забыв о своих болезнях, оживленно засуетились. Тетя Маша достала из заначки что надо для поднятия тонуса, и мы сели дружной компанией поздравлять юбиляров.
Спросили и про свадьбу их, что была в пятьдесят седьмом.
– Очень скромно все было, - отвечали нам «молодые», - просто вечером собрались своей близкой родней. А до этого день, как обычно, прошел в работе. Один ездил на тракторе в дальние луга за сеном, для колхозных коров, другая управлялась на свинарнике.
А две мамы, свекровь да теща, готовили стол в Долговской (жениховой деревне). Выходных по такому случаю никому никто не давал. Свадебной кошевы не наряжали, не катались по улицам, как теперь на машинах.
Да и регистрацию брака провели между делом.
– Шла однажды с фермы домой, когда уже перебрались из Долговской в Бегишево, - продолжает рассказчица, - а мне Шура, секретарь сельсовета, кричит, мол, Маруся, ну-ка зайди. Вы почто не расписаны? Надо сделать все по закону. И оформила нам свидетельство.
Неречивый Кузьма Тимофеевич, с туговатым под старость слухом, невольно улыбается, слушая эпизоды из своей молодости.
Да, вот так в основном создавались в то время семьи. Не до пышных гулянок было. Но вот что интересно, какую из тех семей ни возьми, получились они долголетними, крепкими.
А какими трудягами были люди той закалки.
Тот же Кузьма Тимофеевич с 12 лет уже был для отца его правой рукой. Даже валенки с ним катал. Пимокат тот был знатный. Вся округа к ним ехала, чтобы сделать заказ.
А Мария Кузьмовна, у которой отец сложил голову на войне в 43-м под Старой Руссой, и вообще нахлебалась лиха. Жили скудно и голодно. С горем пополам окончив четыре класса, стала колхозницей. Пасла с мамой своей телят, пилила дрова в деляне, на покосе шла те же «ручки», что и взрослые женщины.
И на веслах сидела, как заправский гребец, когда хлеб возили сдавать через реку в заготзероно.
Этому крестьянскому ритму была подчинена и вся взрослая жизнь обоих.
– Мы же друг друга видели только вечером за столом, - говорит Кузьма Тимофеевич про себя и свою супружницу. – Сам на технике с утра до ночи, и она с потемок до потемок на ферме. Сначала в свинарках, в телятницах, а потом и в доярках…
Так в родном хозяйстве и до пенсии доработали бы, ведь совхоз их ценил. У того и другого грамот по внушительной стопке. Но застуженная спина – это горе всех трактористов, что тряслись в холодных кабинах на ветру да на сквозняках, вынудила Кузьму Тимофеевича сменить профиль работы. Перейти в кочегары нашей сельской пекарни.
А другая с фермы ушла после очень серьёзной травмы и последующей операции на ушибленный глаз: хвостанула корова.
Врачи ей прописали легкий труд, наказав первый год беречься, ничего не делать внаклон. И потому, устроившись уборщицей в школу, она первую зиму, по сути, только числилась в этой должности, а работу справляла мать. Да Галинка, десятилетняя дочка, помогала помыть полы или дров к печам натаскать. Эти две усердные помощницы оставались с ней долго. А самой тете Маше просто не было равных в ее хлопотном деле. Чтобы классы нагреть к занятиям, поднималась она средь ночи. Две уборщицы обслуживали всю школу, и у каждой был свой участок, в том числе пять печей. Так в ее крыле и спасалась ребятня, прибегая к печам погреться.
Шесть лет отработала она в старой школе да десять в новой, с паровым отоплением. Тут в её обязанности входило только наведение чистоты в коридорах и прочих уголках, кроме классов, да подача звонков с урока и на урок. Но и тут весь день не присесть, все с ведром да шваброй.
Тети Машина пенсия при ее общем стаже в 38 лет составляет пять тысяч. У супруга побольше – семь, с инвалидской доплатой. На такие доходы очень трудно прожить, если ты не держишь хозяйство. А их двор сейчас опустел. Как-то разом их подкосило очень страшное горе. В Тобольске от рук бандитов погибла Галя. Работала та продавцом в ночном магазине. И убили её за деньги, что забрали грабители.
А полтора года назад на несчастных родителей обрушился еще один удар – смерть сына Николая.
Тот в свое время отслужил срочную службу, а потом пошел на контрактную. На Кавказ, в «горячую точку». И вернулся оттуда, как у нас говорят, напрочь весь изнахраченный.
Парень был – золотые руки: и механик, и сварщик. Газовое отопление в доме – это его заслуга, никого нанимать не потребовалось, всю систему сам сделал. Но последнее время его часто мучило что-то, возникали проблемы с памятью. Средь ночи мог закричать: «Тревога!» И хватает одежду, мол, куда-то надо бежать. А последний раз с приступом и потерей сознания увезли в больницу в Тобольск, и обратно уже забирали его из морга.
Теперь у стариков одна надежда – на внуков, Марию и Евгения. Те частенько их навещают
Летом помогают с огородом и с другими работами. Не забыли поздравить с этим юбилейным событием. А затем в выходной Маша с зятем приехали.
Привезли своих малышей, чтоб порадовать деда с бабой.
Ну, а мы в тот вечер неплохо посидели за столом. Отвлекли стариков от их горестных дум. Даже вместе попели. Тетя Маша когда-то была лучшей певицей в нашем клубном ансамбле.
Юбиляров же наших, кстати, поздравили не только мы, активисты «первички» и прихожане Бегишевского храма. День спустя пришла тетя Маша в магазин Т.Х. Халиуллиной, чтоб купить кое-что из продуктов. А ей там объявляют»: «Вам подарок на юбилей». И вручают коробку шоколадных конфет.
«От кого?» - изумилась та. – «От хозяйки торговой точки».
Вот такое доброе дело сделала Тимирбига Каримовна Халиуллина, Тамара, как зовет ее все Бегишево, где когда-то она стояла за прилавком в сельпо.
Доброго здоровья вам, Мария Кузьмовна и Кузьма Тимофеевич. Тихих, светлых, спокойных дней. Пусть вам внуки и правнуки только радость приносят.
Фаина Долгих
с. Бегишево