В трудовой книжке моего деда, выданной ему 30 января 1939 года, первые записи довольно примечательные: «Общий стаж работы по найму составляет десять лет три месяца».
Из них подтверждено документами лишь два года одиннадцать месяцев. Оставшиеся семь лет – вписаны с его слов.
Но, как выяснилось, это не вольность неграмотного сотрудника отдела кадров. Всё соответствует пункту 10 Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 декабря 1938 года «О введении трудовых книжек». Трудовые книжки заводились «в целях упорядочения учёта рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях».
Так начинался в нашей стране учёт стажа трудящихся.
В дедовской трудовой книжке была ещё одна запись о том, что в 1937 году он был принят машинистом в Заводоуковский лесопункт. А последняя – датирована 1941 годом: «Призван в ряды РККА».
Думается, что в подавляющем большинстве в трудовых книжках, выданных мужскому населению Советского Союза в 1939 году, последние записи датированы первой половиной сороковых годов ХХ века.
А вот в трудовых книжках женщин первые записи как раз были сделаны в сороковые-роковые. Пока мужья занимались мирным трудом, у их жён была возможность не работать, а вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. В военное же время жёны заменили мужей на трудовом посту.
Так, в трудовой книжке моей бабушки в 1942 году появляется запись: «Принята помощником кочегара в Заводоуковский мехлеспункт».
Лариса ЗЫРЯНОВА,
г. Заводоуковск