На прошлой неделе на базе Аромашевского отделения ГАОУ СПО ТО «Голышмановский агропедагогический колледж» состоялось заседание круглого стола на тему «Управление качеством профессионального образования в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)».
В нём участвовали администраторы, преподаватели, те, кто «куёт» молодые кадры для села, а также те, кто принимает новоиспечённых специалистов в свой коллектив, прививает им опыт, практические навыки, которые в последующем могут достигнуть уровня мастерства, – это работодатели, считающие данный вопрос первостепенным. Отметим, что была заметна серьёзная подготовительная работа к мероприятию: прибывающих приветливо встречали, вручали пакеты с рабочими документами, приглашали на чайную паузу.
Известно, что престиж рабочих профессий за последние годы по различным причинам принижен. Сегодня в обществе не актуален ещё недавно совершенно справедливый клич «Рабочий – это звучит гордо», чем озабочены и в правительстве, и президент страны. Тем временем в сельскохозяйственном производстве, в сфере обслуживания, не говоря уже о промышленных предприятиях, ощущают дефицит способных, желающих совершенствоваться, трудиться и зарабатывать рабочих рук. Между тем это – удел молодых людей. Однако они пока не спешат всерьёз овладеть и посвятить себя профессии рабочего. Причин тому много, их и обсуждали собравшиеся за круглым столом.
Ведущая заседания – завуч по учебно-методической работе (УМР) Аромашевского отделения агропедколледжа Е.С. Бабанина – вначале предложила предмет и круг вопросов для обсуждения и предоставила слово заведующему отделением Ю.А. Каданову.
Он в краткой форме познакомил присутствующих с материально-технической базой, условиями, профессиями, по которым в отделении ведут обучение, охарактеризовал коллектив преподавателей, мастеров производственного обучения, служащих учебного заведения, а также контингент поступающих из школ ребят, уровень их образованности и воспитания.
Далее с докладом на тему «Требования ФГОС при условии реализации основных профессиональных образовательных программ с участием работодателей» перед участниками круглого стола выступила заместитель директора колледжа по учебной работе Н.В. Бороздина. Она отметила, что в заведении с 2011 года перешли на работу по ФГОС, в котором чётко прописан механизм взаимодействия с работодателем. Чтобы получить качественного выпускника, а в дальнейшем – работника, сферы образования и производства должны сближаться и действовать согласованно.
«Формы сотрудничества с работодателями в условиях внедрения ФГОС и проблемы организации стажировок преподавателей дисциплин и мастеров производственного обучения» – такова тема выступления на заседании заместителя директора колледжа по учебно-производственной работе И.Н. Пономарёвой. Если предыдущий докладчик говорила о том, что делать, то настоящий рекомендовала – как делать. Сотрудничество с работодателями учебное заведение выстраивает в основном по направлениям: производственная практика, стажировка преподавателя и мастера производственного обучения.
Перед выступлениями в прениях по докладам Е.С. Бабанина привлекла внимание участников круглого стола к такому, по её мнению, важному вопросу, как привлечение работодателей к проведению учебных занятий на базе образовательного учреждения. В диалоге с индивидуальным предпринимателем Л.Н. Яковлевой было высказано пожелание и в дальнейшем о прохождении учащимися учебной практики на базе школьной столовой, кафе при учебном заведении. Было бы отлично, если подобная практика распространилась и на обучающихся по другим специальностям. Хорошо бы мастеров-производственников периодически приглашать в учебное заведение для того чтобы они демонстрировали свои умения, навыки, прививали их ребятам, а также на итоговую аттестацию. Это бы дисциплинировало ребят, повышало уровень их ответственности, подготовки к экзаменам.
В ходе дискуссии выступила ведущий специалист Аромашевского Центра занятости населения М.В. Пузырёва:
– В нашей базе данных о вакансиях на сегодняшний день в основном требуются специалисты с высшим образованием: врачи, педагоги, экономисты, ветврачи. К сожалению, вакансий специалистов рабочих профессий нет. Может быть, оттого, что предприятия не подают данные, или в районе мало производственных мощностей. Но у нас есть опыт обучения безработных граждан на краткосрочных курсах по месту жительства по специальности «продавец», что получается с минимальными затратами. Все, кто получил специальность таким путём, на сегодня трудоустроены.
– Когда к нам приходят для прохождения практики студенты из местного училища, – поделилась индивидуальный предприниматель в сфере общественного питания и торговли А.Н. Валенцева, – я с удовольствием их принимаю без всяких ограничений. Главное моё условие – соблюдение трудовой дисциплины. К сожалению, многие молодые люди к этому не приучены и ведут себя свободно: на работу могут прийти, когда захотят, также без причины и уйти. Зато они хорошо помнят о своих правах. Есть положительные примеры: недавно у нас в кафе «Берёзка» проходили практику девушки – будущие повара из училища. Ничего плохого о них не могу сказать. Видно, что специальность им по душе, старались. Впоследствии они остались в коллективе и работали некоторое время.
– Из своего опыта работы в нашем хозяйстве практикантов и выпускников училища, – высказал своё мнение индивидуальный предприниматель М.А. Патиев, – знаю, что некоторые из них – безразличные инертные люди, другие, их сразу заметно, – любопытные, жадные до знаний и заимствования хорошего опыта и добрых трудовых традиций. Хочу сказать, что многое зависит от воспитания детей в семье. И ещё. В период прохождения учащимися производственной практики, на мой взгляд, за ними нужен более строгий контроль со стороны мастера производственного обучения, руководителя.
Дискуссия, в ходе которой участники высказывали различные мнения, была продолжительной и интересной. Её итогом стало принятие резолюции. В заключение Ю.А. Каданов под аплодисменты присутствующих от имени директора колледжа вручил Благодарности многим из участников круглого стола.
Фото: Сергей СТЕПАНЮК.