Медиакарта
4:16 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Нескорая «скорая помощь»

15:10 | 13 декабря 2012
Источник: Заря

16 ноября газета «Заря» опубликовала материал «Нескорая «скорая помощь», в котором речь шла об отношении к пациентам в ГБУЗ ТО «Областная больница № 13» с.Исетское. В редакцию пришло письмо, подписанное главным врачом этого учреждения здравоохранения Ю.В.Кузнецовым.

«Выражая свою авторскую позицию, автор представил читателям газеты только личные рассуждения. Фактически он показал читателям газеты, что имеет право на любое заявление, любое высказывание без предварительного уточнения и выяснения всех тонкостей по сути затронутой темы. Его утверждения субъективны и основаны только на собственных домыслах. Статья эмоционально ярко окрашена, но каковы факты? Давайте разберём. Представляю обоснования несостоятельности изложенных суждений, предлагаю иную их оценку.

Администрацией ГБУЗ ТО обращение жительницы г.Шадринска гражданки Г. в департамент здравоохранения Тюменской области было разобрано. Из статьи следует, что ребёнок плакал 3 часа, и всё это время «нескорая скорая помощь» не выезжала на вызов. Фактически ситуация обстояла «несколько» иначе: около 1 часа ночи бабушка ребёнка позвонила в приёмное отделение (все звонки в «Скорую» фиксируются), а в 1.15 (той же самой ночи) ребёнок уже был госпитализирован в детское отделение после осмотра врачом-педиатром. Имело место обращение с целью вызова врача-педиатра на дом.

Что возмутило уважаемого автора статьи? То, что у нас нет врачебной педиатрической бригады? Но это известно всем. Помощь в экстренном порядке оказывает фельдшерская, не врачебная бригада. На звонок отвечал фельдшер СМП. Как вызов «Скорой помощи» обращение не было расценено. Конечно, фельдшер должен был рассмотреть, что за требованием вызова врача на дом скрывается вызов «Скорой помощи» (вчитайтесь!!!). Но не рассмотрел, за что и получил дисциплинарное взыскание.

Одним из принципов руководства больницы является правило не скрывать своих промахов в работе и не покрывать промахов своих коллег. Дети первого года жизни – это особые пациенты! Тактика, единственно верная, – госпитализация ребёнка под наблюдение. Из отделения утром мама с ребёнком ушли, написав информированный отказ от лечения. Из разговора с бабушкой выяснилось, что причина отказа – боязнь подцепить инфекцию. Вот так: полнейшее недоверие к медицинским работникам и прогнозирование только отрицательного результата оказания медицинской помощи. Кстати, при разговоре с заместителем главного врача заявительница жалобы ответила, что она вообще не разговаривала с персоналом отделения СМП, общалась только бабушка, а на предложение подойти бабушке к заместителю главного врача в целях уточнения информации заявительница ответила отказом.

Автор статьи ссылается на свои личные воспоминания 4- и 8-летней давности, ничем официально не подтверждённые. С равным успехом и ожиданием резонанса общественного мнения можно бездоказательно обвинить медицину в любых проступках.

В отношении рентгенобследования по рекомендации специалиста платного учреждения… Уважаемый автор, врач любого учреждения, находящегося вне места наблюдения пациента, назначающий диагностику, не имеет в своём распоряжении первичной медицинской документации, и следовательно, не может знать результаты проводимого ранее обследования. Врач, к участку наблюдения которого относится пациент, несёт непосредственную ответственность за исход лечения и здоровье пациента. Лечащий врач определяет необходимый объём обследования и лечения пациента, в том числе и необходимость совсем не безобидного метода обследования, такого, как рентгенодиагностика. Тактика была и останется такой – очень велика мера ответственности лечащего врача за всё, что происходит с больным человеком.

Далее в своей статье автор указывает на очереди, в которых можно провести и день, и два… Существует предварительная запись, определены случаи, когда пациент может «попасть» на приём к врачу, минуя регистратуру (смотрите навигаторы в поликлинике). Для этого нужно посмотреть, прочитать – а ведь куда проще пойти по проторённой дорожке, выставить проблему в избыточной остроте: не можем попасть, сидим днями. Поэтому (и только поэтому!) страдаем хроническими, порой неизлечимыми заболеваниями. Кроме того, жителям районного центра, лицам, проходящим обследование по справкам на управление транспортом и владение оружием, настоятельно рекомендуем обращаться в поликлинику во второй половине дня. Но всем нужно только с утра, отсюда и дополнительное скопление жителей района в больнице.

Следующий факт, изложенный уважаемым автором статьи, по лечению ребенка. Фельдшер СМП может высказать своё мнение по поводу необходимого обследования (в частности, выполнения снимка). Но решение принимает только врач – смотрите абзац 4 настоящей статьи. Всегда ведущее значение имеют клинические проявления заболевания, данные осмотра пациента врачом. Все диагностические методы (рентген, УЗИ, ФГДС) являются дополнительными, назначаются только при наличии показаний! (Не путайте, пожалуйста, с необходимым флюорографическим обследованием). Автору порадоваться бы, что не потребовалось рентгенобследование, но нет, мало назначили, не дали дозу облучения моему ребёнку.

Обращение к Клятве Гиппократа. Да, этот документ лежит в основе бывшей присяги врача Советского Союза и современной клятвы врача Российской Федерации, но в ней нет такого важного принципа, как право пациента на собственный выбор, в том числе стиль поведения и жизни, какой режим ему выбрать, быть здоровым или курить и т.п. А ещё в клятве Гиппократа есть обещание никогда не проводить операции при наличии камней (в желчном пузыре, почках)…

Автору статьи, по всей видимости, неизвестна «статусность» клятвы. Уважаемый автор, присягу и клятву дают только врачи! Какие действия врачей в описанных вами ситуациях не соответствуют высокому званию? Со стороны врачебного коллектива изложенное вами воспринимается как попытка опорочить врачебную честь и деловую репутацию специалистов ГБУЗ ТО «ОБ № 13». Мы испытали потрясение, прочитав ваше творение. И во времена почитаемого всем медицинским сообществом Гиппократа врачи не сталкивались с постоянными подозрениями и обвинениями в непрофессионализме со стороны общества и журналистов.

Да, проблемы и трудности есть. Давайте предпримем попытку к сближению. Существование в параллельных мирах не идёт на пользу ни медицинским работникам, ни нашим жителям. Нам есть над чем трудиться, но и пациентам необходимо изменить потребительское отношение к медицине. Если у вас возникают проблемы с оказанием медицинской помощи, обращайтесь к представителям администрации. Уверяем вас, что все вопросы разрешимы без лишних эмоциональных затрат. Цель работы нашего учреждения – оказание своевременной и качественной медицинской помощи. На охрану здоровья жителей района направляются наши усилия. А от пациентов ждём понимания, что здоровье – ценность, сохранение которой начинается с самого человека. А лозунг, использованный автором статьи в качестве эпиграфа «Если хочешь быть здоров – закаляйся», ещё никому не испортил здоровье. В наше время значительная часть статей и репортажей о «врачебных ошибках» больше свидетельствует о медицинской безграмотности критикующих и очень напоминает погоню за сенсациями.

Наше пожелание: открыть в газете рубрику «Вопросы врачу».

От редакции

Мы могли бы принять это письмо за объективный ответ на прозвучавшие в материале «Нескорая «скорая помощь» претензии, если бы не многочисленные «но». Но… по порядку. Как врач, вы, Юрий Валентинович, должны знать, что пациент высказывает доктору субъективную оценку своего состояния, а уж дело специалиста определить правильный диагноз. Защищая честь мундира, вы не выделили главных симптомов, а потому и с лечением ничего не вышло.

Вы утверждаете, что звонок от мамы жительницы г.Шадринска был один. И он у вас зафиксирован. Буквально чуть ли не за 15 минут ребёнка госпитализировали. Но… Вы часто встречали людей, которые ночью по телефону «Скорой» вызывали не бригаду неотложки, а доктора? Читайте, пожалуйста, внимательно материал: звонков было три, и самый первый касался вызова «Скорой». Почему же у вас не зафиксированы другие обращения? И за что наказали фельдшера СМП, если ребёнка практически мгновенно госпитализировали? Мы склонны верить маме малыша, которая утверждает, что госпитализация прошла намного позже, а до больницы они добирались своим ходом.

Теперь об отказе в прохождении рентгенобследования по рекомендации специалиста платного учреждения. Красивые и правильные слова об ответственности «за исход лечения и здоровье пациента». Но речь-то шла не о лечении, а об установлении причин сильной боли в спине, которая не устранялась ни мазями, ни таблетками. Вы могли предложить что-то другое, кроме рентгенобследования? Если нет, то налицо явный отказ пациенту в помощи. Или ваш доктор обиделся, что человек выбрал специалиста из другого лечебного учреждения?

Теперь об очередях. Не спорим, есть в этом и толика вины пациентов, которым «всем нужно только с утра». Но вот вопросы от жительницы с.Минино, кстати, тоже ничем официально не подтверждённые: «Почему во время приёма пациентов врачи часто и надолго покидают рабочий кабинет? Почему утром приём больных начинается гораздо позднее указанного режимом времени?». Есть у пришедших на запись к доктору претензии и к работе регистратуры.

Теперь о другом ребёнке, у которого фельдшер «Скорой» определил жёсткое дыхание. Разве не первая задача врача – поставить правильный диагноз, исключив все возможные варианты? И чему радоваться, если ребёнка с температурой выписали в школу, а через два дня ей стало хуже? Врач-педиатр из ялуторовской детской поликлиники почему-то почти через десять дней подтвердила подозрения исетского фельдшера и сразу же отправила ребёнка на рентген. И назначила более серьёзный курс лечения. Так пожалели в ГБУЗ ТО «ОБ № 13» девочку или бездействие доктора было вызвано тем, что врач-рентгенолог, умеющий «читать» снимки, находился в отпуске?

В непрофессионализме исетских врачей никто не обвинял. Проблемой взаимоотношения пациентов и медработников озабочены и президент страны, и губернатор области. Недаром В.В.Якушев предложил обсудить эту тему на страницах своего блога и составить «своеобразный общественный договор, в котором будут предложены чёткие правила и условия взаимодействия двух самых заинтересованных друг в друге сторон: медицинского работника и пациента». Какую строчку в него впишите вы, Юрий Валентинович?

Мы, пациенты, не против сближения. А журналисты районки далеки от желания «бездоказательно обвинять медицину в любых проступках». Просто каждый должен хорошо выполнять своё дело и уметь признавать ошибки.