Региональная научно-практическая конференция "Диалог поколений"
прошедшая недавно в Тюмени, была посвящённая взаимодействию ветеранских
и молодёжных объединений в патриотическом воспитании. Первой частью
мероприятия стало пленарное заседание в большом зале Тюменской областной
Думы, а второй - работа пятнадцати интерактивных площадок, в рамках
которых обсуждались проблемы патриотического воспитания в различных
аспектах: научном, культурном, спортивном, военном и др.
Гражданское или военное?
На заседании выступали парламентарии, учёные, представители
исполнительной власти, а также члены общественных организаций.
Депутат Виктор Рейн говорит о том, что в области действует множество
разнонаправленных программ. По аналогу областной Общественной молодёжной
палаты создаются такие же организации в муниципальных районах. Виктору
Александровичу импонирует, что вопрос воспитания в образовательной
деятельности выдвигается на первый план.
Большая дискуссия сегодня разворачивается вокруг учебников по истории.
"Это чрезвычайно важный вопрос, ведь идёт настоящая битва за умы и
сердца детей, - говорит Рейн. - Лично мне близка позиция создания
единого государственного учебника вместо нескольких, как сейчас.
И, конечно, нужно поднимать престиж рабочих профессий, чтобы молодёжь не
стремилась уезжать из села, ведь деревня - пока ещё основной оплот
патриотизма. Сейчас мы должны по крупицам собирать то, то что потеряли".
Доцент кафедры отечественной истории ТюмГУ Елена Бородулина рассказала о
формах патриотического воспитания в дореволюционной и советской России.
Так, специалистов военной и гражданской сферы успешно готовили в
кадетских корпусах, царскосельском лицее. Молодых людей воспитывали как
будущих слуг и защитников Отечества.
После октября 1917 года большевики отбросили многие ценности, но не идею
патриотизма. В школах велась пропаганда любви к Отечеству и
самоотверженного труда на его благо, проводилось много мероприятий.
Ребята хотели служить в армии. С 1943 года в стране создавались
Суворовские и Нахимовские училища. При школах велась начальная военная
подготовка, вузы военно-инженерной направленности находились на подъёме
и пользовались большим спросом. В 80-е годы произошёл расцвет
деятельности военно-патриотических клубов. Одним словом, сегодня
необходимо тщательно изучить опыт прошлого и многое из него
позаимствовать.
Директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей
Райдер заострил внимание на проблеме двойной морали. "С одной стороны,
педагоги воспитывают подрастающее поколение в духе высокой морали, с
другой, родители дома внушают своё представление о "правильной" жизни,
которое зачастую расходится с принципами нравственности", - поясняет
Райдер. Однако, даже несмотря на то, что поменялись подходы (вместо
коллективизма - индивидуализм) и мировоззрение детей, школа не даст
забыть опыт поколений, которые защитили свободу и ковали будущее
благополучие. Волонтёрское, тимуровское движения, составление Книг
памяти, организация школьных музеев (в том числе в электронном виде) -
всё это было, есть и будет.
Заместитель директора департамента по спорту и молодёжной политике
Оксана Савинова рассказала о действующих проектах и молодёжных
инициативах: акции "Штрих-код", "Мы помним", "Стена памяти" и др.
Патриот, по мнению Савиновой, это человек действия, а успешность
личности следует соизмерять с успешностью Родины.
Обсудили вопрос установки новых памятников. "Каких только у нас не
развелось! - восклицал краевед Александр Петрушин. - И дворникам, и
дворнягам, и монтёрам, и шутам... Мы стали забывать, что памятник - это
символ, он должен нести глубокий смысл. Нам нужен специальный закон,
регламентирующий возведение монументов. Между тем, коренное население не
знает своих писателей, художников, героев, выдающихся личностей прошлого
и современности. Нужно подогревать интерес к истории нашего края".
Председатель Тюменской региональной общественной организации ветеранов
ВДВ "Союз десантников" Григорий Григорьев рассказал о своём видении
патриотического воспитания молодёжи. Сначала, по его словам, нужно
разработать научное и прикладное понятие патриотизма, а второй
составляющей должен стать диалог между учащимися и ветеранскими
организациями. Нужно привлекать в школы мужчин-педагогов. Ветераны, по
мнению Григорьева, должны стать элитой общества, наставляющей и
воспитывающей молодёжь.
Доктор психологических наук, профессор ТюмГУ Евгений Доценко считает: "В
основном молодёжь воспринимает патриотизм как способность с оружием в
руках защищать Родину. А почему именно с оружием? И почему защищать?
Что, над страной висит какая-то угроза? Почему мы сузили понятие
патриотизма до уровня защиты? Возможно, это связано с ощущением
неясности, отсутствием конкретных перспектив для молодого поколения".
Воспитание, как заявил Доценко, должно быть гражданско-патриотическим,
культурно-патриотическим, нравственно-патриотическим, а не только и не
столько военно-патриотическим. "Патриотизм - это когда мы все вместе.
Поэтому есть смысл подумать, как сделать так, чтоб не пришлось с оружием
в руках защищать Родину", - заключил профессор.
Поле для работы - необъятное!
А какая роль отводится СМИ в патриотическом воспитании детей и молодёжи?
Этой теме была посвящена подиумная дискуссия с участием представителей
областной организации Союза журналистов, Ассоциации молодых журналистов
Тюменской области, студентов, членов и руководителей общественных
организаций, писателей и журналистов.
Студенты заинтересовались отношением к стране представителей разных
поколений. Выпускница Института педагогики и психологии ТюмГУ Ирина
Самохвалова организовала проведение социального исследования на заданную
тему. Анкетирование прошли 140 респондентов: молодёжь в возрасте от 14
до 29 лет, старшее поколение - от 35 до 65 лет. Идеальную страну
молодёжь представляет как страну с низким уровнем преступности, высоким
уровнем жизни, законопослушным населением, высоким уровнем доверия к
власти. Таковой в сознании молодых является Швеция. В представлении
взрослых, идеальная страна - это сильная власть, приоритет закона,
наличие офицальной государственной религии. К таковым относятся Япония и
Россия.
Что такое - сильная страна? Для молодых - это Россия, Китай, США
(антиподы - Испания, Греция, Австралия). Зрелые люди к таким странам
отнесли США, Японию, Китай (слабые страны - Норвегия, Австралия).
Свободная страна для молодёжи - это Россия, США, Франция, несвободные
государства - Китай, Япония. Старшее поколение понимает свободную страну
как слабую страну, не являющуюся мировой державой. Так, свободными
являются Россия, Канада, несвободными - Япония, Китай, Египет.
Представления о категории "культурное наследие" у обоих поколений
совпали: это богатая история, культура, традиции, величественная
архитектура, сохранение национальных традиций, преобладание духовных
ценностей, сдержанность во внешней политике. Для молодых странами с
богатым культурным наследием являются Италия, Испания, Греция, не
являются - Канада и Россия. Для зрелых же людей, напротив, культурными
странами являются Россия и Греция, не является США.
В будущем молодёжь видит Россию как страну с богатой историей, культурой
и традициями, как демократическое и правовое государство, уважающее
права человека, страну, удобную для жизни, с высоким уровнем образования
населения и качества жизни. Старшее поколение представляет будущую
Россию как страну экономически и технически развитую, с развивающейся
наукой, единую и сильную, с возможностями для самореализации и
счастливым населением.
Далее разговор пошёл о журналистике. Председатель общественной
организации Союза журналистов России Владимир Кузнецов давал наставления
юным корреспондентам. "Наша область впереди многих российских регионов
по уровню социально-экономического развития и политической стабильности,
- говорил Кузнецов. - Скоро мы станем металлургическим городом, будет
развиваться и нефтехимия. Поле для работы - необъятное".
На вопрос, является ли хороший, честный журналист патриотом, Владимир
Сергеевич ответил, что со временем начинаешь ценить в людях такое
качество, как профессионализм. "Одно время в журналистику повалили
дилетанты из других профессий, решившие, что наша профессия - дело
простецкое. Настоящий журналист - это профессионал со специальным
образованием, а "хороший", "плохой", "честный", "добрый" - это лишь
оттенки".
Председатель Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое
братство" Валентин Глушко предложил в рамках освещения патриотической
темы писать не только о социально-экономических достижениях края, но и о
заслуженных военных, ветеранах Афганской и Чеченской кампаний. С
аналогичным предложением выступили представители Союза ветеранов
госбезопасности Тюменской области.
Одна из студенток 4 курса факультета журналистики ТюмГУ заявила: " Наше
поколение тему патриотизма воспринимает как скучную. Обычно пишут о
тяжёлой жизни ветеранов и вообще людей того поколения. Я считаю, что СМИ
должны подавать материалы более интересно - кратко, позитивно, в
доступной для понимания форме, потому что молодёжь не любит читать,
особенно большие материалы. И на радио не передачи надо готовить, а
кратенькие информационные кусочки, в которых будет рассказываться не о
трудностях того времени, а о весёлых моментах из жизни ветеранов".
Быть может, для студентов журфака, жизнь, действительно, увеселительное
мероприятие, да только вот забавных, моментов в той трудной жизни было
не так много. А насчёт того, что "молодёжь читать не любит", Владимир
Кузнецов ответил: "Ничего, полюбит. Обязана полюбить".
Кристина ТРЕТЬЯКОВА.