Медиакарта
4:50 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

По морям, по волнам…

По морям, по волнам…
11:04 | 05 июля 2010
Источник:

Андрей ЛЕОШКОВ Юрий ЧЕРНЫШЁВ (фото)

Как крейсер, преодолевая бури и штормы, Обь-Иртышское речное пароходство вновь уверенно идет своим курсом к берегам стабильного экономического развития. И свой профессиональный праздник коллектив встречает с рабочим настроением.

Со многими работниками пароходства мы знакомы. Люди такой гордой и красивой профессии всегда должны твердо и уверенно чувствовать себя как на земле, так и на воде. Романтика путешествий – для пассажиров, а для речников это работа, часто связанная с риском для жизни, по 6-7 месяцев вдали от дома. Все это известно Василию Романову, ведущему инженеру пароходства, с которым мы направляемся к кораблям, стоящим строем у левого берега Туры.

Василий Аркадьевич на флоте с 1981 года, окончил, как и многие тюменские речники-моряки, училище № 14 и Новосибирский институт инженеров водного транспорта. Начинал матросом, прошел всю служебную «лестницу», много лет был капитаном РТ-700. Повидал и испытал немало. Впрочем, ему, бывшему десантнику, гораздо легче на флоте.

– Самое главное в навигацию, – считает Романов, – чтобы экипаж был, как в песне, – одна семья. Психологический комфорт и совместимость – обязательные условия для успешной работы команды. Преподаватель в училище любил повторять: на флоте или остаются навсегда, или сразу уходят…

Романов кивает в сторону огромного пассажирского катамарана «Ямал»:

– По заказу властей Ямало-Ненецкого автономного округа он модернизируется, наращивается кормовая часть, идет переоснастка. На реконструкции заняты специалисты завода «Тюмень-судоремонт». Это будет очень комфортабельное судно для перевозки людей по основным водным маршрутам Ямала. А вот наши корабли. Одни готовы к отплытию, другие пока на ремонте. Давайте поднимемся на РТ-663.

На зов Романова откликается и появляется из чрева теплохода чумазый, в робе, мужчина с веселыми глазами. Ну разве узнаешь в нем капитана Анатолия Ильинова!

– Меня не фотографируйте! Вот когда порядок наведем, тогда у нас красота и на судне будет, и сами неотразимыми станем, – смеется он. – А сейчас средний ремонт ведем вдвоем с механиком Василием Смолянковым. Меняем немецкие двигатели на китайские в четыреста лошадиных сил. Общая мощность эртэшки будет восемьсот «лошадей».

– Это значит, – добавляет Василий Романов, – что теплоход будет переведен в 3-й класс кораблей и сможет выполнять другие задачи, водить сложные составы. И, соответственно, командиры получат после переаттестации дипломы повышенной квалификации по управлению судном.

Анатолий Ильинов после окончания речного училища в 1982 году отслужил три года в ВМФ и с того времени здесь. Был третьим, вторым, первым штурманом, а теперь – капитан. Прошел по всем большим и малым рекам Обь-Иртышского бассейна. Впервые встал за штурвал совсем мальчишкой на Каме, когда его дядька, капитан пассажирского теплохода, разрешил ему «порулить». Вот с той поры и рулит. Ему после ремонта судна предстоит набрать команду из 9 человек. Впрочем, кроме него и механика, есть третий и самый верный член экипажа – его жена Татьяна, повар. С ней Анатолий уже двадцать навигаций вместе.

– Хороший был у нас моторист Дима Зорин и третий штурман Юрий Данко, – вспоминает Ильинов, – да после переобучения теперь они ходят по морям…

Рядом стоит уникальное судно ОС-10. Его капитан Виктор Микушин рассказывает, что этот танкер выполняет функции по обеспечению экологической безопасности на воде. Он может не только собирать поверхностные загрязненные воды, отходы других кораблей, но и перерабатывать и очищать их до санитарных норм. Однако построенная 20 лет назад установка уже морально устарела. Сейчас экипаж монтирует суперсовременную станцию, которая будет способна очищать до качества питьевой даже нефтесодержащие воды. Кроме того, она работает в автоматическом режиме. Предназначена не только для забора речных, но и морских поверхностных вод.

Виктор Ильич пригласил на чашечку кофе в кают-компанию. Здесь уютно, коврики, есть телевизор, вся необходимая бытовая техника, как в обычном жилом доме. Мы и разговорились на эту тему. Микушин считает, что о вверенном капитану судне нужно заботиться как о собственном жилье, создавать комфортные условия быта и отдыха для экипажа. Ведь большинство плавсостава более полугода круглосуточно на кораблях. Поэтому и ремонт, считает Виктор Ильич, должен проходить с участием «хозяина» и, конечно же, механика. Впрочем, здесь так и получается – по-домашнему. Половина команды – семейный подряд. Старший помощник капитана – Руслан Навойцев, поваром работает его жена Нина, рулевым мотористом – родной брат Андрей. Перечислю и остальных членов: сменным капитаном трудится Сергей Бертран, вторым рулевым мотористом – Иван Хакимов.

– Сложно командовать родственниками? – спрашиваем Руслана.

– Да у нас как-то всё дружно получается, – отвечает старпом. – Разногласий не бывает. Зашли мы и на РТ-648 к одному из самых опытных, надежных механиков пароходства Мулануру Гайнанову, где капитаном Виктор Качинскас. Их теплоход за короткий срок претерпел процесс переоборудования для работы в морях. Укреплены подводная часть корпуса, бортовые стенки, установлены мощные двигатели. Сейчас экипаж наводит порядок в каютах, загружается продовольствием и имуществом, необходимым в дороге. Через пару дней уходит в рейс в Северный Ледовитый океан.

Точно так же в полной готовности к отплытию и экипаж РП-64 опытного капитана-морехода Сергея Гуменюка. Он уже 30 лет на флоте. Имеет богатый опыт работы в Карском, Баренцевом, Белом морях. Первый рейс этой навигации – по Северному морскому пути до Енисея.

– Все еще раз перепроверяем, – делится Сергей Владимирович, – там, в море, магазинов нет. Команда у меня хоть и молодая, но боевая. Три штурмана, старший помощник, электромеханик, всего десять человек. Очень опытный механик Андрей Трапезников. Так что нам любые штормы по плечу.

Интересуемся у капитана об особенностях навигации в арктических широтах. И выясняем, что каждый шторм в море – испытание. Погода в Арктике может меняться кардинально в течение часа. Очень коварные штормы в Обской губе. Там из-за перепадов глубин волны короткие и хаотичные, буквально терзают судно. И дрейфовать иной раз из-за глубин и отмелей не всегда есть возможность.

– А белые медведи, – спрашиваю, – не просились на теплоход?

– Бывало, – без доли юмора отвечает Сергей Владимирович. – Лет пять назад, когда мы шли от Харасавэя, лед уже был сантиметров пятнадцать. За проливом Малыгина повернули в Обскую губу у мыса Дровяного. Тут чуть не наехали на мишку. Он, оказывается, поймал нерпу, а мы помешали ему обедать. Весь экипаж вывалил на палубу полюбоваться на белого красавца. А он прыгал, ревел – возмущался. Потом успокоился, решил пропустить нас через свои владения. Мы уже удалялись, и медведь вновь принялся уплетать добычу… Пресловутый кризис заставил, как выразился генеральный директор Владимир Макаров, «мобилизоваться», что позволило в нынешнюю навигацию получить дополнительные заказы на грузоперевозки.

– Мы выиграли тендеры на выполнение таких ответственных работ, как завоз угля, горюче-смазочных материалов, дизельного топлива в отдаленные поселки Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, – рассказывает Владимир Николаевич. – И наши суда в этих направлениях уже выполняют заказы. Сейчас снаряжаются и загружаются продуктами и готовятся через день-два выйти из Тюмени корабли, которые будут работать в Обской губе, Карском, Баренцевом морях. Их задача – доставка грузов на Бованенковское газоконденсатное месторождение. Здесь предстоит немало потрудиться тюменским экипажам, ведь «Надымгазпром» планирует ввести это месторождение в промышленную эксплуатацию уже в 2012 году.

Еще один важный объект нынешней навигации – высадка десанта геологов, газодобытчиков и соответствующих грузов в Сабетту, на Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение. – А по другим морским проектам, о которых наша газета подробно рассказывала два года назад, как идут работы? – спрашиваем гендиректора.

– Наши филиалы «Астрахань–Обь–Иртышфлот» и архангельский «Севернефтегазфлот» продолжают действовать. На Каспийском море порядка десяти судов. В Онежском, Ладож- ском озерах и Белом море – двадцать кораблей. Как раз в эти дни освободится ото льда Северный морской путь. По нему и пойдет поток грузов на Бованенково с двух сторон – из Архангельска и Мурманска и через Обскую губу.

– Что пожелаете коллективу накануне праздника?

– Дальнейших успехов, твердости и счастья!

НА СНИМКЕ: повар Нина и старший помощник капитана Руслан Навойцевы.