Медиакарта
11:33 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Уроки «думского» маршрута

Уроки «думского» маршрута
10:26 | 18 декабря 2012
Источник:

Если бы автор писал о флоте, то подвижную единицу, на которой сейчас передвигаемся в нужном направлении, назвал бы флагманским кораблем. Но так как речь пойдет об общественном транспорте, то это всего лишь автобус. Но классный! Выделен депутатам для выполнения служебных обязанностей. А сегодняшнее мероприятие именуется коротко и ясно: «О создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах города Тюмени в 2012 году, а также о мерах, принятых по жалобам населения по качеству транспортного обслуживания». Первая точка по курсу – ОАО «Тюменское ПАТП №1».

Мы только вырулили на улицу Республики, как директор городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Виктор Смолин, взглянув с высоты нашего положения глубоко вниз, заметил:

– Смотрите, как автобусы выстроились, словно единый железнодорожный состав.

Армада городских «лайнеров» в темени раннего утра и впрямь смахивает на поезд «Москва–Пекин». Вид красивый. Увы, результат затора: если здесь густо, то в другом конце города пусто. Глава департамента не самый высокий чин нашего экипажа в составе депутатов, чиновников, журналистов. В наших рядах и председатель городской Думы Дмитрий Еремеев. Но ответственным за все назначен депутат по избирательному округу №33, заместитель председателя постоянной комиссии по экономической политике Юрий Баранчук. С ним и будем иметь дело в нынешний день депутата.

Приехали. ПАТП-1– это самая крупная на юге Тюменской области пассажирская фирма. И, естественно, самая старейшая. Приняла эстафету от автогужевого треста, располагавшегося до Второй мировой войны по улице Герцена. Короче, здесь водители котировались наравне с конюхами. Мне, автору, в свое время приходилось встречаться с передовиками той социалистической поры. Сегодня ПАТП-1 ежедневно выпускает на городские маршруты 116 автобусов большой вместимости марок «МАЗ» и «ЛиАЗ» (категория М3), 28 маршрутных такси (М2), здесь же, на территории парка, прижились 78 субподрядных М3, коих мы некогда именовали «частниками». «Автобусники» предприятия испокон веков, скажем так, были законодателями мод на пассажирском транспорте области. Понятно, таковыми они являются и по сей день.

Не один год руководил предприятием Александр Пискулин, заслуженный работник транспорта РФ. В пору нагрянувших реформ вместе с грязной водой выплеснули и ребенка, то есть отправили убеленного сединами ветерана на заслуженный отдых. Три года развивались, скажем так, без него. Увы, не всегда в лучшую сторону. И в конце концов восстановили заслуженного человека в прежней должности.

Александр Евстафьевич и знакомит депутатов, заодно и пишущую братию, с подведомственной фирмой. Коллектив открытого акционерного общества осуществляет не только городские, но и пригородные, междугородные, межобластные, заказные, туристические перевозки. Технический состав оказывает услуги по диагностике, ремонту и обслуживанию автобусов, грузовых и легковых автомобилей. Вот портальная мойка. Вот круглосуточно действующий здравпункт: водители проходят обязательный медосмотр и перед рейсом, и после него.

Дошли до ремзоны. Здесь, как всегда, чистота и порядок. Правда, довольно прохладненько. Хотя, пояснил гендиректор, нынче затратил на починку крыши и окон три миллиона рублей.

– Вообще-то для сокращения потерь тепла надо вложить как минимум 11 миллионов, – пояснил впоследствии депутат Ю. Баранчук. – Кровлю обновить, опять же окна…

– Три миллиона – это исключительно за счет предприятия, – комментирует Александр Евстафьевич. – Евроокна поставила по бартеру фирма «Барс», она в салонах наших автобусов свою продукцию рекламирует. Кровлю маленько подлатали, световые фонари… Все работы выполняли бригады слесарей из цехов кузовного и нестандартизированного оборудования. Надо территорию асфальтировать – и здесь, и в ПАТП-2, которое тоже входит в наше ОАО. Обе площадки поставлены на болотах, по весне потонем. МЧС требует, чтобы мы смонтировали дорогостоящие системы пожаротушения. Биотуалет для «автобусников» поставили у железнодорожного вокзала – пять тысяч плачу ежемесячно. Столовую хотим запустить во втором парке, плюс еще одно кафе на колесах – их пока два, будет три. За все надо платить. В прошлом году ОАО сработало безубыточно. Нынче, боюсь, будут убытки…

Острейшая проблема всех транспортных предприятий – муниципальных и субподрядных – это дефицит водительских кадров. К этой теме мы ещё вернемся.

…А пока вострим лыжи в другую фирму с вывеской «Муниципальное казенное учреждение «Тюменьгортранс». Функции у него довольно разнообразные. В их числе эксплуатация и содержание светофорных объектов. Таковых на перекрестках областного центра 275. Объект – это не просто люстры «красный», «желтый», «зеленый». Это сложный инженерный комплекс: контроллеры, связанные с автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД). В Тюменьгортрансе АСУДД в едином блоке с автоматизированной системой диспетчеризации. Такого больше нет нигде. И вообще, Тюмень – город, где все светофоры светодиодные. Они экономичнее ламповых в десять раз, а долговечнее – в 40!

Нынешние светофоры называются интеллектуальными. Система может посоветовать водителю, с какой скоростью передвигаться, чтобы проехать весь путь на зеленый свет. «Умный» светофорный объект меняет свой режим работы в зависимости от транспортного потока. Тюменские светофоры покажут на мониторе АСУДД, сколько времени потрачено на переезд перекрестка, сколько при этом израсходовано топлива. Они способны изменить режим в пользу общественного пассажирского транспорта, дескать, грузовики пусть постоят. Современная кибернетика дошла до такого состояния, что в состоянии (извините за тавтологию) производить сама себя: программу вложил – и пошел процесс. Памятуя об этом, спросил «гортрансовцев»:

– А ваши светофоры могут сигнализировать о сбоях в собственной системе?

– Пока нет, неполадки устраняем по обращению граждан.

В «Тюменьгортрансе» функционирует «горячая линия». Ведется статистика: в первом полугодии зафиксировано 42000 обращений. Сегодня (14 декабря – Ю. М.) на 12 часов 10 минут я засек 105 обращений, из них жалоб – 29. Звонят по разному поводу. Вот и мне довелось, когда решил, что в 15-м автобусе очки оставил. Телефонирую в диспетчерскую ПАТП-1:

– Приезжайте, их тут двенадцать лежат, – слышу в ответ.

Но я не поехал. Очки нашлись за подкладкой сумки. Так вот насчет жалоб и обращений. Сегодня группа депутатов с раннего утра проехалась по некоторым городским маршрутам. Депутат Александр Мухаметкулов делится впечатлениями:

– Ну, мы прокатились в автобусах маршрутов №№30, 11 и 48 от остановки ДК «Строитель» до остановки «Запсибгазпром» и обратно. В сторону центра салоны автобусов забиты битком, ведь час пик, народ к восьми спешит на работу, в обратном направлении – свободнее. Пассажиры жалуются на то, что водители курят за рулем, не всегда объявляют остановки. В зимнюю пору даже коренному жителю невдомек, где едет: окна-то замерзшие. Порой в салонах не соблюдается температурный режим: в одних автобусах чересчур жарко, в других, наоборот, холодно. Бывает, что водитель резко тормозит. Отсюда травмы и ушибы. Понятно, это зависит не только от водителя, дорожная обстановка у нас та ещё…

В этот момент на «горячую линию» пришла жалоба: автобус 19-го маршрута не появился на остановке «Улица Циолковского». Разберутся. Нынче, уверен, каждый тюменец имеет дома компьютер, на работу отправляется с ноутбуком в портфеле. Продвинутый земляк давно общается с руководством общественного транспорта напрямую. Всего лишь надо выйти на сайт – tgt72.ru. Я читаю эту переписку, отложив в сторону острые детективы Чейза.

Все жалобы можно озвучить по телефону «горячей линии» МКУ «Тюменьгортранс»: 8-800-300-19-24. Звонок по России бесплатный, а также по электронной почте: info@tgt72.ru.

Когда такое было? Сплошной сервис! Почти все автобусы и маршрутные такси ныне оснащены системой ГЛОНАСС/GPS. На мониторе видно, где находится такой-то автобус, за рулем которого водитель Ф.И.О. На сколько минут и секунд выехал от такой-то остановки раньше или позже. Выйдя на сайт, вы легко увидите на электронной карте загруженность тюменских дорог за последние 20 минут.

Увы, tgt от пробок не избавит, хотя в состоянии ощутимо улучшить обстановку. По оценкам экспертов, для того чтобы наладить в областном центре движение транспорта на нормальном уровне, необходимо построить более 40 крупных развязок, мостов, путепроводов, расширить основные улицы города. Сами видите, работы по этой повестке ведутся вполне успешно.

До последнего пункта назначения – УПК «Автомобилист» – депутаты так и не добрались. Отведенное время ушло на знакомство с ГЛОНАССом, его шлейфом. Но я, автор, здесь побывал. В принципе, «Автомобилист» – пожалуй, единственное учебное заведение, где готовят водителей категорий «D» и «Е». Фирма имеет толковых преподавателей и мастеров вождения, отменный автодром, аппаратно-программный комплекс. Кстати, именно на этом комплексе офицеры ГИБДД принимают государственные экзамены. Я попал в момент – так сказать, внутренних экзаменов. Среди курсантов восемь посланцев городского Центра занятости. Среди них бывшая «троллейбусница» Динара Мустаева.

Динара первой прошла испытание и спрашивает меня:

– Вы же знакомы с Олесей Опетюк?

Как не знать. «Тюменская правда» открыла девушку для читателей: Олеся мило улыбалась с первой страницы газеты. Директор УПК «Автомобилист» А. Шукшин рассказал, что на последнем конкурсе профессионального мастерства наша героиня утерла нос мужчинам в плане фигурного вождения и скоростного маневрирования.

– Получу в ГИБДД «права», поступлю в ПАТП-1 и обязательно добьюсь включения в сборную команду участников конкурса, – делится Динара планами на ближайшую перспективу.

Под конец, будьте любезны, резюме ответственного по Дню депутата Юрия Баранчука:

– Работа общественного транспорта – явление социально значимое, поэтому тема должна быть максимально открыта для обсуждения. Действуя сообща, мы – администрация города, депутаты Думы, коллективы пассажирских предприятий, общественность – достигнем существенных результатов.

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/