Вот уже год специалисты Комплексного центра социального обслуживания населения Уватского района, занятые в службе ранней помощи, работают в рамках программы «Первый шаг».
О том, для чего была создана данная служба и какова цель программы, мы побеседовали с заведующей отделением дневного пребывания несовершеннолетних и реабилитации инвалидов КЦСОН М.А. ПИСНОЙ.
- Областная программа «Первый шаг» на 2010-2012 годы по оказанию медико-социальной помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии и здоровье, - рассказала Марина Анатольевна, - была разработана департаментом социального развития Тюменской области. Ее внедрение происходит при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
«Первый шаг» позволяет улучшить жизнь семей, где есть особые дети (группы биологического риска - недоношенные, с низкой массой тела, с выявленными отклонениями в развитии или со стойкими нарушениями здоровья, приводящими к отклонениям), а также жизнь самих детей, которые смогут посещать обычный детский сад, школу. Главный акцент программы направлен на социализацию ребенка в обществе.
Служба ранней помощи при КЦСОН, включившаяся в реализацию данной программы на территории района в 2012 году, работает как единая команда специалистов. Это позволяет посмотреть на ребенка с разных сторон, лучше оценить его возможности, выявить проблемы и, используя все имеющиеся средства и современные методики, помочь малышу.
- Сколько детей, с каких территорий и какого возраста стали участниками программы?
- В соответствии с муниципальным заданием через наш Комплексный центр прошли 12 детей до 3 лет с отклонениями в развитии и здоровье. Все они жители райцентра, включенные в программу согласно данным, предоставленным нам районной педиатрической службой, с которой мы работаем в тесном контакте. На протяжении всего реабилитационного периода с детьми велась бесплатная работа, направленная на их развитие. Занимаясь с малышами индивидуально, каждый специалист службы ранней помощи ставил перед собой определенную цель и, используя для этого все имеющиеся возможности, стремился ее достичь.
- Несколько слов о тех, кто предоставляет реабилитационные услуги малышам?
- Инструктор АФК Наталья Юрьевна Телегина обучает родителей развивать двигательные навыки ребенка, а также (по показаниям врачей) массажу при рахите у малыша.
Психолог Надежда Владимировна Кирина оценивает уровень психического развития ребенка, отслеживает динамику развития: насколько соответствует возрасту уровень памяти, мышления и внимания. Проводит занятия на развитие познавательных процессов, на снятие психического напряжения и страха. Консультирует и оказывает помощь родителям в понимании проблем малыша, его воспитании и развитии. По окончании работы с ребенком проводится анкетирование родителей и оценивается достигнутое.
Инструктор по трудотерапии Тамара Васильевна Корикова с помощью изготовления поделок из теста, работы с пластилином, аппликацией и игрой с цветом помогает малышам развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность и сложнокоординационные движения пальцев и кистей рук, учит различать цвета.
Специалист по работе с несовершеннолетними Елена Геннадьевна Терехова помогает развитию у детей предметно-практической, познавательной и художественно-эстетической деятельности. Для этого применяет игры-занятия, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие малышей к познаванию окружающего мира, кукольные инсценировки, музыкально-ритмические упражнения, пальчиковые игры, сказкотерапию, а также занятия с помощью компьютерной технологии по коррекции общего недоразвития речи.
- Как долго ведется работа с малышами?
- В зависимости от необходимости с каждым из малышей работаем от одного до трех месяцев, при этом команда службы ранней помощи применяет всё имеющееся в арсенале КСЦОН оборудование и реабилитационные методики. Так, для развития высокой мотивации к познавательной деятельности, исчезновения психосоматических причин для заболевания используется метод Монтессори, в основе которого лежат объединенные усилия семьи и педагогов.
Добиться улучшения при заболеваниях нервной системы и опорно-двигательного аппарата, повысить тонус организма и его сопротивляемость к инфекциям помогает гимнастика по методу Стрельниковой.
Значительную помощь в создании благоприятного психоэмоционального климата в семьях с детьми раннего возраста, имеющими особые потребности в развитии, оказывает родительский клуб «Мамина школа». Он создан для обучения родителей навыкам адекватного общения и воспитания детей раннего возраста с отклонениями в развитии, налаживания гармоничных детско-родительских взаимоотношений, объединения усилий родителей в отношении детей с аналогичными нарушениями и патологией.
- Давайте поговорим о детях. Кто стал самым первым участником программы «Первый шаг»?
- Мы брали в работу детей с полугода. По медицинским показаниям первым стал ребенок ханты, 2010 года рождения, с целым рядом проблем: недоношенность, недоразвитость и т. д. Перед нами стояла задача подготовить его к посещению детского сада, то есть к пребыванию в детском коллективе. Первое, что пришлось преодолеть специалистам, это боязнь малыша чужих людей и его нежелание идти на контакт.
Постепенно ребенок втянулся в игры-занятия, которые по прошествии двух месяцев пришлось прекратить из-за того, что его увезли на охотничье стойбище.
Надо сказать, что с ребенком работать было легче, чем с его мамой. Легче с теми малышами, мамы которых придерживаются рекомендаций специалистов и помогают в быстром достижении результатов. Например, Максиму, 2011 года рождения, по медицинским показаниям были проведены два курса массажа, что дало положительный эффект.
- Планируется ли продвижение программы на другие территории района?
- По последнему реестру здравоохранения участие в программе необходимо для десяти детей раннего возраста из четырех сельских поселений. В два из них мы уже выезжали с целью проведения встреч с родителями и бесед о работе службы ранней помощи. Организуя выезды на места в 2013 году, продолжим работу в рамках областной программы.
Фото автора