Как известно, до Октябрьской революции функции регистрации актов гражданского состояния осуществляла церковь.
Отсчет времени ныне действующих органов ЗАГСа ведется с 18 декабря 1917 года – с даты подписания Советом народных комиссаров РСФСР декрета «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния», которым гражданам предписывалось обращаться в отдел управы (районной, уездной, земской) для регистрации брака, рождения ребенка. Эти отделы вели специальные книги учета.
Такие книги за 1918-1920 годы нами переданы в госархив.
В 1930 – 40-е годы органы ЗАГСа находились в ведомстве народного комиссариата внутренних дел, на нашей территории – НКВД Омской области.
С начала пятидесятых и до конца 1958 года эти учреждения являлись подразделениями УВД Тюменской области, а с 1958 по 1993 год входили в состав исполкома районного совета д.т.
С 1989 года бюро ЗАГСа изменило свой статус и стало именоваться отделом ЗАГСа, Вагайского района, а с 1994 – отделом ЗАГСа администрации Вагайского района.
С 2002 года 30 территориальных отделов ЗАГСа, в том числе Вагайский, передают управлению ЗАГСа администрации Тюменской области.
В настоящее время, начиная с 2005 года, в соответствии с постановлением губернатора области от 18.04.2005г. № 35 «О структуре органов исполнительной власти области» официальное название нашего учреждения – «Вагайский отдел ЗАГСа управления ЗАГСа Тюменской области».
В разные годы этот орган в Дубровинском и Вагайском районах возглавляли К.Н. Бабушкина (1941-1945гг.), Т. Н. Плесовских (1958-1970гг.), М.А. Свининикова (1970-1991гг.),О.Н. Гордеева (1991-1997гг.) и др.
В настоящее время в отделе ЗАГСа работают Ольга Камилевна Абдуллина, начальник отдела, и три специалиста: Елена Петровна Лутохина, Наталья Александровна Никитина, Марина Витальевна Фролова. В коллективе царят деловая атмосфера, хороший психологический микроклимат, взаимопонимание, дружеские отношения. Качественному исполнению должностных обязанностей способствуют уютная обстановка в помещениях ЗАГСа, техническая оснащенность работы всех сотрудников отдела. Существенная помощь в материальном обеспечении функционирования нашего отдела оказана областным управлением ЗАГСа.
Старшее поколение помнит, что отдел (бюро) ЗАГСа неоднократно менял свой адрес, пока не обрел красивое, современное, обеспечивающее все условия для работы и проведения торжественных церемоний здание. Расположено оно, кстати, рядом с учреждениями и организациями, с которыми наш отдел по долгу службы тесно сотрудничает. Это управления пенсионного фонда и социального обслуживания, почта, районный суд, администрация района.
Архив нашего отдела насчитывает 801 актовую книгу, учет и хранение которых являются важными задачами отдела. Самым ранним записям более 90 лет.
Акты гражданского состояния сейчас заносятся в компьютерную базу. В настоящее время все виды актовых записей, начиная с 1969 года и по 2012, уже есть в электронном варианте. Поиск актовых записей и тем самым оперативная выдача запрашиваемых жителями района документов обеспечиваются ведением специального алфавитного журнала.
Кстати, в процессе работы с ними можно узнать небезинтересные факты. Так, в алфавитном журнале за 1950 год значатся родившимися 1363 младенца, в 1955 – 1761, в 1965-896, в 2005-276, в 2008-335.
Ежегодно в нашем отделе регистрируется около 1000 разных актов гражданского состояния. Среди них, к сожалению, много актов о смерти.
В 2008 году правительством разработана государственная программа, имеющая целью повышение рождаемости и уменьшение смертности в стране. В результате ее реализации рождаемость стала несколько увеличиваться и превышает смертность, что видно, в частности, на примере нашего района.
Самыми светлыми и праздничными видами регистрируемых актов гражданского состояния являются, конечно же, фиксация факта рождения нового гражданина, регистрация брака, а также чествование супругов – юбиляров. Чествование проходит в торжественной обстановке. Даже в том случае, когда пара регистрируется при отсутствии приглашенных, гостей, церемония бракосочетания проходит в нашем специально оборудованном прекрасном зале под торжественное звучание свадебного марша. Наша задача заключается в том, чтобы такое важное и радостное событие в жизни любящих навсегда осталось в их памяти.
А юбиляры, побывавшие у нас, оставляют свои подписи и фотографии в «Книге почетных юбиляров».
В дни юбилея мы оглядываемся назад и с гордостью, с особыми чувствами вспоминаем тех, кто стоял у истоков становления нашей службы. В составленных ими записях – частичка их души. Нам повезло, что жизнь подарила возможность общения с профессионалами своего дела.
Хочу выразить искреннюю признательность и благодарность ветеранам - специалистам администраций поселений района, тесно и плодотворно многие годы сотрудничавшим с отделом ЗАГС : С.М. Нигматуллиной, контактировавшей с отделом 11 лет (Аксурское поселение), Г.В. Шахматовой (16 лет, Бегишевское поселение), О.С. Жернаковой (Первовагайское поселение, 11 лет),Л.Г. Назаровой (15 лет, Шишкинское поселение) А.К. Сабаровой (Супринское поселение), А.С. Плесовских Фатеевское поселение), Г.М. Сычевой (Черноковское поселение) и многим-многим другим.
Ольга АБДУЛЛИНА, начальник отдела ЗАГСа
Фото О. Абдуллиной