Медиакарта
22:53 | 19 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Три варианта школы

С 1 января 2011 года вступает в силу закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В соответствии с ним все учреждения, в том числе образовательные, будут подразделены на три большие группы – автономные, бюджетные и казенные. Правда, учитывая сложность предстоящего реформирования, до июня 2012 года предусмотрен переходный период. Он необходим для проведения подготовительной работы с целью адаптации к новым условиям.

Об особенностях нового закона в Год учителя мы беседуем с начальником управления образования А.А. Сафрыгиным.

- Александр Анатольевич, что самое главное в этом законе?

- В соответствии с ним все образовательные учреждения поделят на три большие группы – казенные, бюджетные, автономные.

Для казенных будут очень четко прописаны все статьи затрат, вплоть до сумм коммунальных услуг, транспортных расходов и покупки канцтоваров. Деньги для них будут, как и сейчас, перечисляться через казначейство. Этот статус получат детские дома, специальные школы.

Бюджетным организациям деньги станут выделять не с четкой разбивкой по строкам расходов, а в виде субсидий, опять же через казначейство. Директор школы вправе будет самостоятельно решать, сколько потратить на ремонт, а сколько, допустим, на организацию праздника. Судя по всему, среди российских школ таких будет большинство.

Автономными станут самые сильные, конкурентоспособные организации, которые получат наибольшую финансовую свободу. Им разрешат не только оказывать платные услуги, привлекать инвестиции, но и тратить доходы исключительно по своему собственному усмотрению. Деньги данных организаций будут храниться не в казначействе, а в коммерческом банке.

- Самый больной для родителей вопрос: что при очередном реформировании будет бесплатным, а за что им придется платить? Будут ли платными спортивные секции, клубы, кружки по интересам?

- На качество образования, которое предоставляется школами в рамках Госстандарта, никак не повлияет изменение организационной формы учебного заведения.

Все обязательные предметы, включая математику, физику, химию, биологию и т.д., будут бесплатными для учеников. Но только в том объеме, который предусмотрен стандартом. А стандарт сейчас не только не сокращается, но даже расширяется. Например, для начальной школы предусмотрено увеличение обязательного времени на 10 часов за счет внеурочной деятельности. Эти часы будут входить в основную образовательную программу и оплачиваться муниципалитетами. У нас обязательное бесплатное образование. Это конституционная гарантия.

В федеральном законе об автономных учреждениях существует норма, что муниципальное учреждение может быть переведено в автономное только в случае, если это не нарушает гарантированных Конституцией прав граждан, в частности, на бесплатное дошкольное, общее, дополнительное образование.

- Кто будет решать какой быть школе? А если родители захотят сами определить статус своей школы? Например, обрести статус автономного учреждения.

- Список казенных школ подготовит Минобрнауки и местные органы власти. Мнение общественности тут спрашивать никто не будет. А вот для того, чтобы перейти в статус автономной организации, понадобится не только согласие учредителя, но и общего собрания коллектива. Школе придется переписать Устав, привести в порядок документацию, погасить все долги.

- Планируется ли перевести в автономный режим работы школы нашего района?

- Ряд образовательных учреждений будет переведен в автономный режим работы. Мне бы не хотелось сегодня называть конкретные образовательные учреждения, чтобы не обидеть других. Прежде всего будет учитываться инициатива и желание трудового коллектива школы. Пока ведется разъяснительная работа среди образовательных учреждений, на то и дается переходный период, чтобы постичь все премудрости предстоящего реформирования.

- Автономным учреждениям предоставляется большая самостоятельность. Руководитель получает свободу в решении финансовых вопросов. Кто будет контролировать выполнение госзадания?

- У автономных учреждений самостоятельности будет больше, чем у бюджетных. Если в уставных документах школы записано, что зарплата учителя напрямую зависит, к примеру, от количества победителей олимпиад в классе, то зарплата педагога, обеспечившего высокое качество знаний школьников, может быть значительно выше. Как я уже говорил, деньги автономного учреждения хранятся в коммерческом банке. Контроль предусмотрен и здесь. Для них формируются дополнительные коллегиальные органы общественно-государственного управления – наблюдательные советы. В него войдут представители учредителя, комитетов по управлению имуществом, заинтересованной общественности, трудового коллектива.

Ключевые функции наблюдательного совета – контрольные.

- В настоящее время в образовательных учреждениях действуют управляющие советы школ. Исчезнут ли они с созданием наблюдательных советов?

- Управляющие советы должны сохраниться. Функции их намного шире. Государственно-общественное управление школой призвано решать в первую очередь задачи стратегического управления: в каких направлениях развивать школу, чтобы сделать её успешной, как привлекать и расходовать школьные средства и др. С другой стороны, это площадка согласования интересов всех участников образовательного процесса, поиска компромиссных решений по сложным вопросам жизни школы.

- Самостоятельность – вещь достаточно ответственная и сложная. С одной стороны, больше свободы, с другой – за свои грехи школа будет отвечать сама? Как избежать ошибок?

- Безусловно, не все руководители образовательных учреждений имеют достаточный опыт именно в финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому, чтобы к работе в новых условиях хорошо подготовиться, для руководителей, специалистов финансово-хозяйственных, правовых подразделений бюджетных учреждений будет предусмотрено повышение квалификации в виде семинаров, консультаций.

Что особенно важно, ни бюджетные, ни автономные учреждения не могут быть признаны банкротами. Их имущество независимо от статуса остается в государственной и муниципальной собственности. Оно передается учреждениям на праве оперативного управления.

Хотя полностью с вами согласен, что самостоятельность - вещь обоюдоострая. С одной стороны, больше свободы, а с другой – за все грехи придется отвечать самим.

- Школа сельской глубинки вряд ли имеет возможность заработать приличную сумму. Что даст ей автономный режим работы?

- Я думаю, что большинство школ получат статус бюджетных учреждений. Те образовательные учреждения, которые перейдут в автономные, тоже не проиграют. Сегодня «бюджетники» обязаны делать ремонт, закупать товары только по конкурсу. А вот автономные смогут сами решать, кого из поставщиков или подрядчиков выбрать. И конкурс проводить не обязательно. Они всеми деньгами распоряжаются самостоятельно. Государственные средства автономному учреждению переводятся на счёт сразу одной субсидией, а не с разбивкой по статьям, как для бюджетных учреждений. В автономной школе будет новая система оплаты труда, где будут прописаны принципы базового оклада и критерии, по которым начисляются надбавки.

- И последнее – вопрос вне темы нашей беседы. Учебный год позади, впереди ответственная работа по ремонту учреждений образования. Что запланировано и какой суммой располагает управление для её проведения?

- Закончилась итоговая аттестация в образовательных учреждениях. Работают все пришкольные лагеря, но один из главных вопросов остается – подготовка школ к началу нового учебного года. Как и в предыдущем году, на капитальный ремонт из областного бюджета выделены незначительные денежные средства - 2 млн руб. на Зареченскую коррекционную школу и около 3 млн руб. на ремонт котельных в Казанской, Птицкой, Супринской школах. Все остальные ремонтные работы ведутся за счет образовательных учреждений. Надеюсь, что благодаря серьезному отношению руководителей учреждений все школы и детские сады к 1 сентября будут готовы к началу нового учебного года.

Ишмухамет ГАЙСИН