Медиакарта
13:37 | 25 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вячеслав Вахрин: хочешь быть собственником - будь им

Вячеслав Вахрин: хочешь быть собственником - будь им
18:00 | 27 декабря 2012

Тюмень. До 1 июля 2013 года в каждую тюменскую квартиру должны прийти представители управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций и установить приборы учета электрической энергии, холодной и горячей воды. Стоимость самих приборов и затраты на их установку должен будет оплатить собственник жилья. Сразу или с рассрочкой на пять лет с уплатой процентов. Об этом корреспонденту «Тюменская линия» сообщил заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин.

Вячеслав Михайлович, до 1 июля 2012 года такие приборы должны были установить сами собственники?

-Да, это обязанность, определенная федеральным законом. В эти же сроки должны были установить и общедомовые приборы учета холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии. Многие тюменцы так и поступили. Но многие люди этого не сделали, и начались негативные последствия, непонимание и нестыковки. Ведь установка приборов учета - это начало всей цепи взаимоотношений поставщиков и потребителей энергоресурсов. С 1 сентября 2012 года в стране изменились правила предоставления коммунальных услуг. Новые правила предусматривают взимание платы за коммунальные услуги по местам общего пользования, чего ранее при отсутствии общедомовых приборов учета не было. Это означает, что если собственники не установили общий счетчик, то за места общего пользования платить все равно придется, но по нормативу потребления, который включает в себя нормативные технологические потери, в которые входят и объемы ресурсов, потребленные в квартирах, но не оплаченные как индивидуальная услуга (заплатили за потребление в квартире по нормативу потребления, а фактически потратили ресурса больше).

Вячеслав Михайлович, вот места общего пользования и вызывают больше всего вопросов.

-Да, и это как раз там, где не установили или недоустановили приборов учета. Например, общедомовые приборы учета холодной и горячей воды установили, а в квартирах - не во всех. Смотрите, что при этом получается. Общедомовой счетчик зафиксировал, сколько воды в этот дом вообще было подано. Далее индивидуальные приборы учета определили фактическое потребление воды в квартирах, где есть приборы учета. Их хозяева сами за себя платят и сами, если необходимо, экономят воду и свои деньги. А вот у тех, у кого приборов учета нет, объем потребленной ими в квартирах воды определили по нормативам потребления исходя из количества зарегистрированных в квартире граждан. И если в квартире, например, где проживают большее количество граждан, чем зарегистрировано, соответственно, воды потребили больше, чем оплатили по нормативу потребления, то весь неоплаченный по квартире перерасход воды фиксируется общедомовым прибором и затем оплачивается всеми собственниками как общедомовые нужды. То есть потребитель без прибора учета изначально живет за счет своих соседей. Расчет же прост - из показаний общедомового прибора учета вычитаем сумму показаний индивидуальных приборов и объемы по нормативам потребления в квартирах. Разницу распределяем на всех собственников помещений соразмерно долям в общем имуществе (пропорционально площадям помещений). Если у всех есть приборы учета в своих помещениях, в подъезде нет крана для набора воды на санитарно-гигиеническую уборку, протечек и аварий на внутридомовых водопроводных сетях не возникало, то и на общедомовые нужды ничего не придется оплачивать. Знай себе плати за свое личное потребление. Да и при наличии общедомовых нужд спокойно оплачивай свою долю расходов, ведь за помывку соседа платить уже не придется. Но для этого нужно всем без исключения установить индивидуальные приборы учета.

И что же делать?

-Для начала, наверное, можно с такими соседями просто поговорить, объясниться, предложить перестать сидеть у остальных на шее. Можно дождаться 1 июля 2013 года - до этой даты ресурсоснабжающие или управляющие организации должны понудить собственников помещений к установке приборов учета. А вообще, можно сделать вывод необходимости корректировки законодательства - введения некоего штрафного коммунального платежа вместо применения стимулирующего к переходу на приборы учета норматива потребления. Скажем, не сдает потребитель три месяца показания приборов учета, вменяем ему платеж по среднему фактическому потреблению по прибору учета за предыдущий период, а начиная с четвертого месяца начисляем в разы больше. Тогда и уговаривать не придется, сам установит прибор учета и позаботится сдать его показания, сам найдет и приборы, и слесаря.

Очень сложная тема на самом деле.

-Нет. Просто еще пока не отрегулированная новым законодательством. Понадобится какое-то время. И в новых домах, которые сейчас сразу оборудуются приборами учета, и в старых - там, где есть возможность установить приборы учета, я считаю, потребление и оплата должны производиться только по ним. И никаких нормативов. Норматив потребления следует применять только для тех домов, которые не подлежат обязательной установке приборов учета. Такие дома есть, и для них не нужен стимулирующий к переходу на приборы учета норматив потребления. Таким потребителям некуда переходить, они в одинаковых относительно друг друга условиях. Для них норматив должен быть адекватным потреблению. Мы в Тюменской области рассчитываем максимально урегулировать эти вопросы, хотя лучше бы их разрешить на федеральном уровне, все-таки правила должны быть едиными в стране. Иначе приходится искать временные правовые конструкции. Как, например, при переходе на новые правила оказания коммунальных услуг.

Посмотрите, что произошло. Во всех субъектах РФ были установлены тарифы на коммунальные услуги. Причем так, чтобы общая плата за коммунальные услуги соразмерного объема не превышала предельных индексов роста. Для Тюменской области это 12 и 15% соответственно для домов с централизованным теплоснабжением и с отоплением природным газом. Переход же на новые правила потребовал применения новых нормативов потребления. Они не меньше и не больше старых - они совсем другие, их даже нельзя сравнивать. Они стали раздельными по жилым помещениям и по местам общего пользования, стали стимулирующими к переходу на приборы учета, стали едиными для области. Их применение изменило баланс коммунальных платежей - у некоторых потребителей они снизились, у других - выросли. Причем когда мы посчитали, то увидели, что применение новых нормативов потребления может дать некоторым потребителям рост платежей за коммунальные услуги гораздо больший, чем установленный изначально. Обращаю особое внимание, что проблемы возникли только у потребителей, своевременно не установивших приборы учета. Ведь к остальным-то нормативы потребления не применяются, они платят по показаниям приборов учета.

И как эти проблемы решаются?

-Во-первых, через аппарат полпреда в УФО, мы вместе с другими соседними субъектами, обратились к правительству России о переносе сроков введения новых правил и нормативов как минимум до нового тарифного регулирования и получили некоторую поддержку. Принято постановление о том, чтобы отсрочить до 1 июля 2013 года применение новых нормативов по отоплению, а это самая большая статья расходов в коммунальных платежах.

Во-вторых, губернатор области решил подстраховать тех граждан, в чьих домах пока нет приборов учета коммунальных ресурсов и инициировал принятие постановления правительства области, которым предусматривается компенсация жителям области роста платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению сверх предельного индекса. То есть в платежных квитанциях, начиная с сентября 2012 года и по июнь 2013 года, потребители, которых касается сверхрост, видят две суммы. Одну - по новым нормативам потребления, другую - в графе «Льготы, субсидии», превышающую 12-процентное ограничение роста платежа, если, конечно, оно возникло вследствие расчета по новым нормативам потребления. Разницу с потребителя услуги не возьмут, ее погасят за счет бюджетных средств напрямую ресурсоснабжающей организации.

В-третьих, приняли «правила переходного периода» - установили региональные особенности оказания коммунальных услуг, согласно которым, например, дали возможность потребителям сразу вводить в применение к расчетам общедомовые приборы учета тепла (не накапливая год их показаний) и платить по их фактическим ежемесячным показаниям (а не по среднему объему предыдущего года). Такие подходы удобны потребителям.

Вячеслав Михайлович, какого эффекта вы ждете от всей этой объемной и кропотливой работы?

-Во-первых, упорядочивания всех процессов, создания выверенных правовых конструкций. Во-вторых, мы обязательно должны воспитать собственника, который, наконец, сам начнет определять, кому доверить управление, сколько за это заплатить, какого ожидать результата и каков и с кого спрос. В-третьих, когда все приборы будут считать наши расходы, мы сможем реально увидеть, где возникают потери. Это позволит вести грамотную тарифную политику и заставит компании, поставляющие нам коммунальные услуги, навести порядок в своем хозяйстве - собственник не будет платить за чужие потери и разгильдяйство. А с другой стороны позволит этим компаниям развиваться, ведь выгоднее будет содержать сеть и проводить мероприятия по энергоэффективности, чем упускать свои доходы сквозь дыры в трубах. В-четвертых, у нас исполнителями коммунальных услуг населению становятся управляющие компании. Они работают непосредственно в доме, и спросить потребителям с них будет проще. А им, в свою очередь, проще контролировать качество коммунальных ресурсов на входе в дом. А это означает возможность обеспечения качества услуги.

Ну, это совсем не факт. Управляющие компании в этой красивой цепи коммунального благополучия - самое слабое звено. Они в большинстве случаев не настолько квалифицированы, профессиональны и честны, чтобы возлагать на них такие большие надежды.

Каждый в цепи отношений должен быть квалифицированным, порядочным и честным. И каждое звено должно быть сильным. Собственник должен понимать, что он сам эти управляющие компании нанимает и сам же может поменять. Сам и оплачивает их услуги, контролирует, нуждается в них. И управляющей компании нужен собственник, его голос, его уважение и благодарность. Пока же, соглашусь, наша инертность и отсутствие чувства собственности создают питательную среду для плохих управляющих компаний. Можно не ходить на собрания, не вникать в предлагаемые цифры или быстренько проголосовать. Все равно решение какое-то будет, управляющая компания какая-то возникнет, что-то с потребителей взыщет, что-то поделает… Воспитывая собственника, нужно учить человека правилам ЖКХ. Без них уже не прожить. Мы в это дело воспитания тоже стараемся вносить свою лепту. Издали брошюру 50 вопросов и ответов по ЖКХ. Простую для восприятия. Планируем издать такую же брошюру по вопросам тарифов и их образования.

Только грамотный, активный и знающий собственник сможет заставить управляющую компанию работать аккуратно, честно и эффективно. Только знания, опыт и желание помогут выбрать хорошего подрядчика,будь то управляющая компания или подрядчик для ремонта в вашем доме. И для них при таком раскладе станет важной вещью деловая репутация, которая из дома в дом переносится доброй славой гораздо эффективнее рекламных газет.

Одним словом, все в наших руках?

-Конечно. И право на достойную и благоустроенную жизнь, и обязанности, которые дает право собственности.