Наши читатели просят на страницах газеты больше рассказывать о воспитании детей. Тема эта волнует каждого, и проблемы, которые неизбежно возникают в любой семье, порой решить непросто. Хочется с кем-то поделиться, спросить совета. Стоит ли наказывать своих отпрысков, почему в последние годы так обострился вечный конфликт «отцов и детей», что о воспитании детей сказано в Библии – на эти и многие другие вопросы сегодня отвечает настоятель храма Вознесенья Господня отец Анатолий.
– Наша жизнь, конечно, изменилась. Много лет нас учили жить без Бога, и сейчас человек ещё не пришёл к вере, вот и образуется в душах пустота, растёт тоска. Сколько было порушено в своё время храмов, святынь, сколько замучено священнослужителей. А ведь Бог поругаем не бывает. Он наказывает за это до третьего-четвёртого колена. Наши прадеды рушили храмы, а мы сегодня за этот грех в ответе. Сколько сами грешим, не задумываясь, что грехи падут на наших потомков. Недавно услышал, как двое мужчин на улице громко ругаются матом. Мимо идут дети, женщины. Сделал замечание, говорю, ведь за каждое слово отвечать придётся, что делать-то потом будете? Мы засоряем язык, который нам дал Господь, чтобы творить молитву.
– Слушаю вас, батюшка, и вспоминаю прочитанное в журнале «Сельская новь» интервью с актёром Петром Мамоновым. Он сыграл главные роли в фильмах «Остров» и «Царь». Он тоже говорил о том, что пустота внутри человека заполняется только Богом: «Слаб я, удобопреклонен ко греху. Хотел жизнь шутя пробежать, каждый день устраивал себе праздник. Все кайфы надоели, упёрся носом в пустоту. Что душе не давай – любовь к детям, жене, работу любимую – тоску не уймёшь». Но это рассуждения человека зрелого, а как сегодня надо воспитывать детей по православным традициям? Ходим с ними в храм, приводим на Причастие, но как защитить их от жизни, где на каждом шагу опасности и искушения подстерегают?
– Конечно, надо молиться за своих детей. В Библии есть такие места, где как раз сказано о воспитании детей. Вообще в Евангелии даны ответы на все вопросы, нужно только читать его постоянно, внимательно вникать в смысл каждого слова.
В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, читаем: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им. Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых хвалиться им. Кто учит своего сына, тот возбуждает зависть во враге, а пред друзьями будет радоваться о нем. Умер отец его – и как будто не умирал, ибо оставил подобного себе; при жизни своей он смотрел на него и утешался, и при смерти своей не опечалился; для врагов он оставил в нем мстителя, а для друзей – воздающего благодарность. Поблажающий сыну будет перевязывать раны ему, и при всяком крике сына будет тревожиться сердце его. Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким. Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими. Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю (шею) его в юности и сокрушай ребра его, доколе тело молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его».
– То есть, детей надо воспитывать в строгости и наказывать?
– Почему раньше всегда старшие почитались, никто не имел права их ослушаться? Помню, рассказывали, у нашего деда была такая большая деревянная ложка. Когда вся семья собиралась за столом, а тогда ели все из одной общей чашки, и кто-нибудь начинал баловаться – сразу получал по лбу этой ложкой... Есть два метода воспитания – убеждение и принуждение. Если первый не действует, приходится использовать второй. К примеру, взял ребёнок чужое. Здесь бесполезно грозить пальцем и говорить, чтобы больше этого не делал. Чтобы не вошло в привычку, чтобы не потянулась рука в следующий раз за чужой вещью, не грех и по мягкому месту ремнём пройтись. А если раз простил, два – сошло с рук... Всепрощение порождает вседозволенность.
– Но всё больше становится случаев, когда родители жестоко обращаются с детьми, бьют их, наказывают за малейшую провинность. Поэтому сейчас идут разговоры о том, чтобы в России ввести западную модель воспитания.
– В крайности впадать не надо. Сейчас, действительно, много сюжетов показывают, как родители обрекают детей на голодную смерть, привязывают к кровати, из окна выбрасывают. Но это же исключения из правил. Почему свои законы мы должны творить под исключения? Абсолютное большинство людей любят своих детей, живут ради них. А что наказывают – как Господь сказал: кого люблю, того наказываю. Раньше детей с самого детства приучали к труду, а мы сейчас оберегаем их от этого. А потом удивляемся, почему, вроде, выросли уже чада, а самостоятельности нет.
– А как быть, если в семье трудная, безысходная ситуация, как удержаться и не срывать свой гнев на детях, чтобы они не страдали?
– Безысходных ситуаций не бывает. Господь никогда не оставляет в нужде. Конечно, если мы будем желать чрезмерного, к примеру, машину хорошую, Господь сдерживает и смотрит, к чему мы стремимся – к духовному или материальному. Как Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и всё остальное приложится вам». Душу свою спасай, и я дам всё, что тебе необходимо. Как в Евангелии: «Цветы полевые не жнут, не прядут, а как одевает их Господь? Даже Соломон в славе своей так не одевался. Если сено полевое так любит Господь, то что же вы о себе беспокоитесь?» Всё вам даст Господь. Ему прежде нашего прошения известно, в чём мы нуждаемся, и даст то, что не повредит нашей душе.
– Батюшка, вот недавно прочитала слова митрополита Антония Сурожского, которые запомнились: «Люди не прославляют Бога за то, что в их жизни всё хорошо. Всё дивное только естественно: естественно быть здоровым, защищённым, свободным, всё естественно, что даёт радость человеку. И редко-редко, кто умеет ценить это как дар, как подарок, как нечто, не только не заслуженное, но нечто, что является предметом постоянного изумления: как это может быть! как это чудно!»
– Да, так гладко к Богу не приходят. Если один в семье, к примеру, ходит в храм, начинаются какие-то настроения, тёмные силы не дают приблизиться. Если у нас всё хорошо, если есть деньги, мы можем всё приобрести, купить, если есть здоровье – мы о Боге не вспоминаем, надеемся на себя. А ведь в один миг всё может измениться, никто ведь не знает, что может произойти. Бывает, так скрутит лукавый, и оказывается, что мы так немощны, так бессильны, так слабы. Иногда даже Господь специально человека вводит в такие ситуации, чтобы показать ему его немощь. И мы идём, обращаемся: Господи, помоги! Всю свою молодость, силы, здоровье мы несём лукавому, а Богу – свою боль. И нас, даже таких, он не оставляет. Он ждёт, встречает нас, даже если мы когда-то противились ему, не принимали его в своё сердце.
Ирина ШАДРИНА
Фото Ивана ГОРБУНОВА