Ах,.. какой был изысканный бал!
Когда на улице столбик термометра не поднимается выше тридцати и кажется - ещё немного - и ты смело можешь заявляться на роль Снежной бабы, а после работы хочется поскорее домой к горячему чаю в тёплую постель до балов ли, господа? Но есть приглашения, от которых отказываться неприлично. Например, приглашение посетить отчётный концерт в Районном Доме культуры.
И ведь пошла. Не досмотрев пресс-конференцию с главой государства... С корабля - на бал…
Театр начинался с вешалки: уже в фойе гостей встречали улыбки радушных хозяев, искренние слова приветствия и безукоризненно вежливые гардеробщицы. Здесь же приглашённым вручали программу, в которой обозначены имена местных артистов и номера самодеятельности, с которыми им предстояло выступить.
И вот открывается занавес. Вальс! Нежный и слегка печальный – Евгения Доги, а затем – торжественный и величавый Георгия Свиридова. Повеяло пушкинской «Метелью». Мы попали в 19 век. Дамы в пышных платьях, по рядам пробегает шёпот: «Её Величество идёт…» Хозяйка бала Татьяна Ивановна Пестерева приветствует гостей, – и бал продолжается. Как тут без Золушки, с ролью которой прекрасно справилась звонкоголосая Кристина Кудрова. И она, и принц – её земляк из Липихи Михаил Захаров, – и потерявшаяся туфелька напомнили о приближении новогодних праздников. Тут и Наталья Дмитриевна (Н. Потапова) с премудрым Платоном Михайловичем (А. Беляков) подоспели. А также граф Бонивольский, которого сыграл Василий Паутов, и в исполнении которого прозвучал романс на стихи А.С. Пушкина.
Погрузиться в атмосферу 19 века, познакомиться со светской публикой, описанной этим великим русским поэтом, а также А.С. Грибоедовым, И.С. Тургеневым помогли и герои в исполнении Надежды Усольцевой, Надежды Константиновой, Татьяны Халаевой.
Невозможно зрителю в девятом ряду, о котором пел Аркадий Райкин, не видеть тонко, деликатно выстроенную сюжетную канву театрализованного концертного представления – так с позволения организаторов хотелось бы обозначить жанр этого захватывающего действа. Порой и думать не хотелось – чувства брали верх. Но вот как-то невольно фиксировалось на подсознательном уровне то упоение, с которым отдавались артисты игре, а зрительный зал, то умиротворённо-расслабленно, то восторженно затаив дыхание, а иногда – взорвавшись смехом, плыл по волнам своей памяти.
Ну, где только нашли такие типажи, хотелось спросить тут же, глядя на героев М. Зощенко, хотя, зачем спрашивать. Вот он Локтев. И вроде бы узнаёшь в нём Андрея Елесина, известного в Суерке своей артистичностью. Но в галифе с кожаной вставкой и френче, словно сошедший с картинки журнала врёмён НЭПа, он абсолютно достоверен как литературный персонаж, не говоря о жеманной красотке, неотразимой Нюше Кошельковой – Татьяне Фоменко. Что касается Ивана Митрофановича – Александра Худякова – такое чувство, что его давно ищут кинорежиссёры. Просто не там ищут.
Отдельно хочется сказать об известном монологе который в фильме «Старшая сестра» звучит в исполнении Татьяны Дорониной. Ещё одна Татьяна – Пестерева – хозяйка бала прочитала его по-своему, как по-своему, вероятно, любит и она театр. Это звучало настолько убедительно, что невольно пришлось сожалеть, о том, что несомненный дар, порой, скрывается под спудом административно-хозяйственной деятельности. Тут нельзя не согласиться с крылатой фразой классика, прозвучавшей в этот день со сцены: «Вопрос культуры – собачий вопрос». Кто испытал на себе – тот поймёт.
Но разве думается о том, сколько нервов, сколько труда кроется за каждым выходом на сцену, каждым «па» танцевальных коллективов, каждой чисто звучащей нотой вокалистов. А какое разнообразие жанров?!
Вот мелькают пальцы по кнопочкам баяна в вихре «Карусели», исполненной Алексеем Ларионовым из Маная. Вот ансамбль народных инструментов под руководством Александра Худякова из Суерского СДК. Вот прекрасный вокал в исполнении артистичного Валерия Паутова, вот малыши-гномики, с которыми работает молодой хореограф Мария Лоншакова, – а ведь такая работа требует помимо прочего и особого душевного склада. Вот ярким пламенем вспыхнули «Цветы» – танцевальная композиция Радика Юсупова.
Вокальные ансамбли Пятковского СДК, ансамбль под руководством Ольги Капусткиной, «Тоболяночка» Галины Липухиной, «Ивушки» из Емуртлинского СДК показали пример хорошего исполнения лирической песни. «Марш энтузиастов» – танцевальный коллектив Пятковского СДК под руководством Н. Речкиной напомнил о «буднях великих строек», а «Сударыня-барыня» и танцевальная композиция «Со вьюном хожу» вернули к народным традициям.
Блок национальной культуры был представлен достаточно широко – почти настолько, насколько многонационален наш район. Помимо всеми любимого и завоевавшего признательность на международном уровне «Абендштерна», в этот день зрителей порадовали Лида Балаева с ингушской народной песней «Хаза кант», а под ингушскую народную песню «Цветок» в исполнении Хяды Барахоевой, прозвучавшую и на русском языке, трудно было не пуститься в пляс и, чтобы выплеснуть эмоции, зал аплодировал. Но вот нежданно, как чистый родник, зазвенела казачья песня, и снова притих изумлённый зритель. Сёстры Ахметовы с песней «Небо» дали повод порадоваться за Пушкарёву, где подрастают такие таланты. Впрочем, хороша была и упоровская Юля Фоменко. А Кристина Кудрова из Липихи с её диапазоном голоса, не раз в этот день выходившая на сцену, уже стала предметом гордости не только родного села и района, но и областных ценителей вокала.
Мы ничего не сказали о зрителе, который с волнением наблюдал за происходящим на сцене. О Вере Федосеевне Румянцевой. Её вкус, такт и интеллект сценариста чувствовался во всём.
Уже прозвучали гимн культработников и слова поздравлений главы района Леонида Саукова. Уже играл духовой оркестр и вальсировали пары. Уже пора было возвращаться к обычной жизни. Но расставались неспешно.
Невозможно уложить впечатления в скупые газетные строки. А приходится. Что сказать напоследок от имени благодарных зрителей? Браво!!!
Татьяна СЕДОВА.