Мнимая благодать цивилизации разобщает людей, загоняя их в скорлупу отчуждённости. Ещё вчера мы обменивались друг с другом письмами, вкладывая в каждую строчку частицу души и сердца. Сегодня на смену эпистолярному жанру пришли скупые до крайности электронные фразы – диалоги вечно спешащих и не поспевающих никуда людей. На чувства недостаёт времени и …сердечности.
Печальные метаморфозы происходят и с отечественной песней, которая уподобилась бабочке-однодневке – попорхает она, покрасуется в душной атмосфере тусовок и сгинет, забудется, словно её и не бывало. Об исполнителях попсы народ сочинил жесткие, но справедливые строки:
"И лезут вон из кожи
Одни и те же рожи".
Хотя и в мутном царстве российской эстрады проблёскивают лучики света. Попсу с её музыкально-словесным примитивом потеснил шансон, ничего общего не имеющий с французским шансоном. С текстами и здесь не всё в порядке, но музыка и слова вынашиваются чувствами. И потому эти песни нравятся измордованному эстрадой слушателю.
Но шоу-бизнес не перестаёт наседать на контуженную децибелами публику. Центральное телевидение не для души и сердца, а куража и рейтинга ради, устроило музыкальную потеху, назвав её битвой хоров. Вот уж поистине хуже не придумаешь. Ладно бы проводился смотр строевой песни. Горло дерут люди сугубо гражданские. В одной из «битв» хор речитативом прогорланил известные песенные строки:
"…И коньячок под шашлычок –
Вкусно очень…"
Под коньячок, действительно, нагородить можно всякого.
Технический прогресс, порушивший многовековые песенные традиции, тем не менее помог самодеятельному творчеству выжить и обрести новые формы. Исполнить песню в деревенском клубе и под открытым небом можно теперь под аккомпанемент-сопровождение оркестра – симфонического, эстрадного или народных инструментов. Богатый выбор обеспечивает электронная техника. Нажал кнопку, и под музыку запоёт деревня, где отродясь не водилось гармонистов. Художественному руководителю остаётся только правильно поставить голоса. Да и отсутствие музыкального специалиста особо не смущает и не тяготит самодеятельных артистов. Желание петь является главным. И смотрятся-слушаются такие коллективы на сельской сцене почти профессионально. А если артисты ещё и одеты в красивые концертные костюмы – праздник песни обязательно состоится.
Не сочтите мои слова за ворчание старика, но в пору моего далёкого детства песня вживую звучала в кругу семьи. И не только по праздникам. Песня помогала в работе, роднила с отчей землёй и домом. Она передавалась по наследству, из уст в уста. Слава Богу, эти традиции продолжают оставаться чтимыми в российской глубинке.
Народному вокальному ансамблю «Рябинушка» повезло на талантливого руководителя и музыканта. Леонид Григорьевич Хилинский взирает на песню как на элемент объединяющего начала, а уж потом как на инструмент творчества.
«Рябинушка» взяла за основу традиционно русскую составную народного музыкального творчества – хоровую песню. Но хоровой канон для новоселезнёвских исполнителей не догма, как, скажем, для церковного и классического хора. «Рябинушка» унаследовала песни, которые поются не столько голосом, сколько сердцем. Почтенный возраст новоселезнёвских артистов в самодеятельном творчестве не является помехой. Напротив, каждая песня, в которой рассказывается о нелёгкой судьбе российской женщины, становится в устах певиц откровением, житейской мудростью, материнским наказом. Оттого и встречают «Рябинушку» открытой душой и с неподдельным искренним зрительским интересом.
Творчество ансамбля уходит корнями в вековые традиции своего народа. Отсюда черпаются вдохновение, верность русской песне.
Милые, талантливые новоселезнёвские певуньи не усложняют свою творческую жизнь сверхзадачами.
Песни наших хоровых коллективов не пафосны. Они о жизни во всех её проявлениях. Поют, к примеру, женщины от лица своей героини – русской бабы, живущей с деревенским мужичком – в меру пьющим и работящим – и просматривается в этой песенной радуге простое незатейливое женское счастье. Мужичок этот и слово ласковое скажет, и в глаз даст за безобидный женский грешок. Но не по злобе, а в назидание и по доброте душевной, исключительно из любви и жалости. Поют эту песню «Рябинушки» мастерски. С добродушным народным юмором, сочными неакадемическими голосами.
А голоса у новоселезнёвских певиц – Богом подарены. В них природная сила и чистота. Екатерина Алексеевна Сердюкова способна взять такую ноту по высоте, что дух захватывает. В песне о маме, которая живёт посреди зимы, – дочерняя любовь, чувство вины. Слеза наворачивается от проникновенности голоса, музыки и строк, которые положены в основу этой песни.
Надежда Борисовна Колосова обладает голосом, который мог бы украсить любую профессиональную сцену. Незамутнённым родниковым ручейком льются её песни о крестьянской доле, деревенском просторе, женской любви. Когда на сцену выходит Мильда Робертовна Шедова, словно бы раздвигаются до горизонта стены концертного зала. Так пели в старину в пору сенокоса. Диалектные особенности придают песенному материалу особую прелесть. Сибирское, северное оканье в устах певуньи очаровывает слух. Такие лестные слова можно говорить о каждой артистке ансамбля "Рябинушка".
Ещё об одной стороне песенного творчества хотелось бы поговорить особо. Рябит в глазах от обилия ряженых казачьих вокальных коллективов. Они походят друг на друга и внешне, и по репертуару. Современные тексты казачьих песен сочиняются по одному образцу и напоминают поточное производство сапогов на одну ногу. Поэтому и не западают эти песни в душу, а страдания их героев приобретают карикатурный характер. Может быть, для пущей убедительности каждому казачьему коллективу следовало бы на сцену выходить в сопровождении лошади. Если зрителю нечего слушать, так было бы на что посмотреть. Вот только лошадь нужно показывать публике норовистую, брыкливую, чтобы скуку в зале она разгоняла. Хоровое пение становится популярным в сельской художественной самодеятельности. Хорошо воспринимает деревенская публика выступления вокальных ансамблей из Грачей, Пешнёво, Яровского, Викторовки, Гагарья. Печалит только одно – ограниченный выбор песенного материала. Талантливые наши исполнители копируют репертуары друг друга. Нет песен, которые могли бы стать визитной карточкой ансамбля. Самодеятельным композиторам и поэтам (а они творят в нашем районе) нужно Бога молить о вдохновении.
Песенное творчество возрождается благодаря таланту нашего народа. А талант этот питают корни, уходящие в глубины отечественной истории и культуры. И пусть так будет всегда.