Хочу рассказать о двух замечательных людях: моей сестре Анне Трофимовне и зяте Иване Федотовиче Дегтярёвых. Они живут вместе уже 55 лет. Летом 2012 года они отметили изумрудную свадьбу.
Иван родился в 1933 году, а Анна в 1934 в деревне Малая Ченчерь. Нетрудно догадаться, каким было их детство. Война… И этим всё сказано. Сестра до сих пор не может без слёз вспоминать то время. Голод, холод, нужда. Отца Ивана взяли на фронт в августе 1941 года, и больше он его не видел, даже не знает, где его могила. Нашего отца забрали на фронт в первые дни войны, и вернулся он, израненный, после госпиталя только в декабре 1946 года. А через год родились я и брат Вова. Но недолго длилось мамино счастье, уже в 1953 году отца не стало – сказались ранения. Мама после смерти отца тяжело заболела, и вся забота о детях (а нас осталось четверо) легла на плечи Анны. После 10-го класса пошла она работать в школу (в деревне Чирки) учителем русского языка и литературы.
Учительский институт закончила Анна уже заочно. В 1957 году Анна вышла замуж за своего деревенского парня Ивана. Вскоре появилась их первая дочь Нина, а потом Галя. Молодая семья своими силами построила хороший по тем временам добротный деревенский дом, переехав туда из ветхой избушки вместе с престарелой бабушкой и одиннадцатилетним братом Ивана (мать их трагически погибла, когда Ивану было 19 лет). Но жить в доме долго не пришлось. Они переехали в Большую Ченчерь. А вместе с ними переехала жить туда и моя мама. Кстати, она прожила с дочерью и зятем почти 30 лет.
После 9 класса я поступила в Тюменское музыкально-педагогическое училище. Вроде бы жизнь налаживалась, но в мае 1966 года нас постигло первое большое горе: умерла старшая сестра Шура, оставив двух детей – Любу и Серёжу. Любе – 13 лет, а Сергею – не исполнилось и десяти. Отец у них был непутёвым, и детей надо было отдавать в детский дом. Но не могли этого допустить супруги Дегтярёвы. Детей они взяли к себе. А в 1967 году в семье родился наш самый маленький и всеми любимый Санька. И стало в нашей семье 9 человек. Когда я приезжала на каникулы, нам не хватало места на кроватях в нашей трёхкомнатной квартире. Но ведь на полу-то места много!
Время шло. Один заканчивал учиться, другой поступал, и так много лет. Одежду мы носили бережно, чтобы передавать её друг другу. Ведь в 70-е годы купить что-то было очень трудно, даже если и были деньги. Но сколько требовалось сил, средств, чтобы выучить, одеть и прокормить такую кучу детей!
Хотя особой нужды мы не испытывали, потому что было большое хозяйство, огород, скотина, птица. Но за всем этим нужен уход, поэтому трудились все с самого раннего детства. Кроме основной работы, была своя домашняя деревенская, которую никогда не переделаешь. Это сенокос, сбор урожая, заготовка дров. И так день за днём. Мы все, конечно, помогали, как могли.
Анна Трофимовна проработала в школе учителем русского языка и литературы, потом завучем по воспитательной работе 23 года. Затем 5 лет была председателем сельского совета и до ухода на пенсию освобождённым секретарём партийной организации совхоза «Большеченчерский». А сколько общественной работы она вела! Ей одной из первых присвоили звание «Почётный гражданин Казанского района». Это известный краевед, много лет она работала председателем совета ветеранов.
Иван Федотович – уважаемый на селе человек, вечный труженик, любящий муж, заботливый отец, дедушка и прадедушка. Часто задаю себе вопрос: «Что движет этим человеком?» И себе же отвечаю: безмерная, безграничная доброта и порядочность. Внутренняя. Внешне человек неразговорчивый, даже суровый, он притягивает к себе людей: и детей, и взрослых. Его любят все наши дети и внуки, и он им платит тем же. А его родные внуки (их четверо, да ещё две правнучки) души не чают в своём дедушке, а он за них, как говорят, готов душу отдать.
Иван и Анна – светлые люди. Это не громкие слова, и я не побоюсь их сказать. Может быть, они с Анной и ссорились между собой, но мы об этом даже не подозревали. Нам хватало одного взгляда Ивана, а тем более Анны, чтобы понять, что нужно делать и как себя вести. Никогда они не разделяли нас на своих и чужих. Мы все были равны, мы были их детьми. Меня, например, Иван зовёт: «Моя старшая дочь».
Между собой мы почти никогда не ссорились. Это у нас считалось дурным тоном. До сих пор мы друг за друга горой. Любая чья-то неудача – общая боль, любое горе – общая трагедия. Мы были и есть единое целое. И в этом заслуга наших родителей (мы все их так называли).
Каждое лето все приезжают в деревню в отпуск со своими детьми и даже внуками. И всем хватает места, тепла и внимания в этой хлебосольной семье. Сейчас мы уже все немолодые, у всех семьи, свои дела, заботы, но мы всегда спешим (хотя теперь уже и не так часто) в родной дом, к родным людям. Собираемся за праздничным столом и знаем, что нам здесь искренне рады, всегда придут на помощь в трудную минуту, помогут советом и делом.
Все дети супругов Дегтярёвых (и свои, и приёмные) состоялись в жизни, получили образование, все трудятся в Тюменской области. Как бы сложилась наша судьба, не будь с нами этих замечательных людей? Трудно сказать.
Десятого января Ивану Федотовичу исполняется 80 лет, но его нельзя назвать стариком. Он всегда бодр, подтянут и до сих пор трудится на своём подворье. Пусть Бог пошлёт этим людям здоровья и долголетия, ведь без них мы потеряем частичку себя. Мы все гордимся, что они у нас есть!