Медиакарта
12:44 | 22 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Страницы истории Жиряковской школы

В последнее время у людей все чаще проявляется интерес к своей родословной, к малой родине, истории страны… Многие звонят, пишут, находят адреса и обращаются через Интернет, приезжают в деревню Жиряково, где ищут свои корни, интересуются жизнью предков. К сожалению, исторических сведений и описаний прошлого нашей деревни очень мало, практически нет.

Мы хотим создать летопись деревни Жиряково, беседуем со старожилами, ищем сведения в архивах, привлекаем заинтересованных современных профессиональных историков, исследователей, краеведов. Огромным вкладом в совместный труд (летопись д. Жиряково) являются материалы, предоставленные жителями самой деревни. За что всем огромная благодарность.

В этой статье мы делимся с читателями газеты той небольшой информацией, которую удалось собрать об истории Жиряковской школы. Приглашаем всех, кому хочется рассказать о своей первой учительнице, об истории своей деревни, собрать материал и написать статью в газету. И все этому будут рады. Мудрый афоризм гласит: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

И небо то же, и лес всё манит,

И облака несутся пусть…

О нашей школе Жиряковской

Живёт всех поколений грусть …

Два года назад Жиряковская начальная школа отмечала своё 80-летие. Об этом событии писали в районной газете 05.08.2010 в статье «Встреча многих поколений». А вот что удалось еще узнать об её истории и развитии образования в деревне.

По рассказам старожилов, до революции 1917 года школы в деревне не было. По домам ходила слепая учительница, обучала грамоте детей по желанию родителей. После установления Советской власти, школы в Тюменской области открывали не сразу. На 18-ом съезде партии была поставлена задача осуществления всеобщего среднего образования в городах и семилетнего обучения в деревне. В 1930 году в стране было введено всеобщее начальное обучение, в городах и поселках - семилетнее.  В эти годы в Жиряково и была впервые открыта начальная школа. Со дня образования и по сегодняшний день школа расположена в деревянном одноэтажном здании в центре деревни. Говорят, что этот дом  ранее принадлежал зажиточной семье Ударцева Гаврилы Ивановича, который был репрессирован и выслан из деревни.

Всё те же окна и наличник

Зажиточного кулака…

Кто троечник, а кто отличник -

Тут помнит каждая стена

По окончании начальной школы ученики продолжали обучение в разные годы в близлежащих населенных пунктах - Армизонском, Южно-Дубровном, Прохорово.

Кто же были первые учителя?  Поиск в архиве и районо, опрос жителей деревни… Ответ на этот вопрос был найден совсем неожиданно и… в далеком  южном городе Ялта, где живет уроженка деревни Жиряково Е.Л. Крашенинина, 1927 г.р.   Среди фотографий Елены Львовны  сохранился старый снимок 1933 года, на котором изображена молодая женщина, с гладкой прической, в туфельках и костюме, похожая на учительницу.   «А это учительница в Жиряках была, звали Нюра - Анна Константиновна Мельникова…Ещё колхоз выписал и грамотную со специальной подготовкой воспитательницу, звали Надежда Ивановна Хоробрых», - вспомнила она.

                              ***

Мария Евстафьевна Жирякова, 1922 г.р., глядя на старое фото подтверждает: «Ближе к 1930 году в деревню прислали специалистов для укрепления колхозов- 25-тысячников. К нам в деревню прислали председателем колхоза Мельникова и его жену учительницу Мельникову Анну Константиновну.  Поселили их на квартиру в наш дом, они жили во второй его половине.  С того времени в Жиряках была открыта школа ликбеза. В неё были набраны первые ученики - уже совсем взрослые, большие, по 18-ти годов «женихи и невесты». Смеётся: «Например, пошёл впервые в школу Мощеев Андрей, мать которого Мощеева Анастасия работала уборщицей в школе…  А я пошла в 1-й класс в 1931 году в возрасте 9 лет. Моя первая учительница -именно Анна Константиновна. У  второй учительницы помню только имя, так как она учила другой  класс, ее звали  Вера.  Через год председатель колхоза Мельников умер от туберкулёза и был похоронен на деревенском кладбище.  Овдовевшая молодая учительница вышла замуж за приезжего уполномоченного и уехала с ним, по-моему, в Орлово. Как мы все плакали и не хотели расставаться с ней…  В третьем классе нас учил Ударцев Семён Семёнович, а в четвертом  - муж  новой заведующей школой Козловой Фатимы Николаевны. Имя у него уже  не помню…  Помню, что он был плотником, и мы хорошо научились работать по дереву. А по математике он не мог решать задачи – прямо на уроке сбегает за своей женой, она нам быстренько напишет всё на доске, а мы перепишем.  Из-за невыполнения учебной программы  учащихся всего нашего 4  класса оставили на второй год. Одну Екимову перевели - она была уже взрослой девицей. Когда в 1935 году я училась в 4 классе, меня попросили учить взрослых в школе Ликбеза.  Единой формы для учеников школы не было, ходили - кто в чём, у кого была обувь, а кто ходил босиком… Сумки тоже разные были: у кого из ткани, а у меня дед плотником был, так он мне сделал портфель из тонкой фанеры. Буквари были не у всех - некоторые покупали, а кому-то приходилось брать в избе-читальне. Писали чернилами, но в основном не «заводскими», а делали их из печной сажи – чёрные».  

Из автобиографии  Крашенинина Льва Лифантьевича от 1 января 1967 года:

«Я родился в 1902 году в семье крестьянина-бедняка в деревне Жиряки Армизонского района Тюменской области. Но в 1908 году у нас мать померла, отец овдовел, нас осталось 4 сироты: две сестры были старше меня, а одна - младше. Отец, чтобы воспитывать нас, нанял няню, звали её Марьян. Мы с няней жили до 1910 года. А потом  отец женился. В 1912 году померла младшая сестра. Старшая сестра работала по найму в нянях. Школы в  нашей деревне не было,  и мы остались неграмотными…».

Рассказывает    Дмитрий Прокопьевич Ударцев: «Я родился в д. Жиряково в  1921 году. В школу пошёл в 10 лет, когда в деревне открыли школу. Видимо,  до этого времени школы не было. Расположена была в бывшем купеческом большом доме. Первую учительницу звали Анна Константиновна. Она была приезжая. В деревне школа была до 4-х классов.  Потом я  продолжил учёбу в Армизоне. Жиряковский колхоз организовал на свои средства интернат для школьников в Армизоне.  Нас на лошадях увозили в этот интернат, и целую неделю мы там жили и учились. Доставка была хорошо организована колхозом.  Продукты с собой брали…» (запись сделана в июле 2012 года в г. Екатеринбурге)».

             ***

Здесь печка топится дровами

Как и столетие назад.

Здесь мел, доска, и половицы,

И несменяемый фасад…

Из рассказа Марии Жиряковой стало известно, что Мельникова Анна Константиновна и ее муж были «двадцатипятитысячники» и приехали в деревню из Ленинграда. Кто же такие «двадцатипятитысячники»? Зачем они приехали в Сибирь?

В ноябре 1929 года пленум ЦК ВКП(б) принял постановление о направлении в деревню на работу в колхозы и МТС рабочих с достаточным организационно-политическим опытом,  чтобы разносторонне грамотные, политически сознательные люди числом не менее 25 тысяч помогли провести коллективизацию сельского хозяйства и поднять его на более высокий уровень производства. Исследователь Троценко Н.Д. в работе «Двадцатипятитысячники в Восточной Сибири (1929–1933 гг.)» пишет, что  отбор наиболее достойных для этого важного дела добровольцев, откликнувшихся на призыв партии, начинался на цеховых и заводских собраниях коллективов. В итоге по СССР было отобрано и послано на работу в колхозы 27 519 чел.  В январе-феврале 1930г. в Сибирский край было направлено около 1730 рабочих с промышленных предприятий Ленинграда. (ГАНИИО. Ф 16. Оп 1. д.1443. л.71. «Постановление краевой комиссии  по приему и распределению ленинградских рабочих в колхозы Сибирского края»).  Большинство оказалось распределено в основные зернопроизводящие районы Западной Сибири. Они активно участвовали в создании новых колхозов, организационно-хозяйственном укреплении слабых хозяйств, вели политическую, воспитательную и культурно-массовую работу среди крестьян. Помогали колхозникам налаживать учет артельного имущества, укреплять трудовую дисциплину, устанавливать справедливую оплату труда. Многие из них были избраны членами правлений колхозов, председателями хозяйств, назначены директорами МТС. Работать им приходилось в крайне тяжелых условиях.

Мария Евстафьевна Жирякова говорила о том, что председатель колхоза Мельников умер от туберкулеза и похоронен на местном кладбище… В архивах Армизонского загса информация за тот период времени отсутствует и установить документально факт его смерти пока не удалось. К сожалению, не прослеживается пока и судьба Анны. 

               ***

Вот как комментирует ещё одну старую фотографию Е.Л. Крашенинина:«А на этой фотографии учителя Вонифатий Филиппович и Ефросинья Игнатьевна Степановы.  Он был очень добрым и хорошим человеком,  его все любили, погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны. После войны его жена переехала в д. Иваново, там у нее дочь…. А вот Авдошка был голосистый, работал пастухом и пел. Пасет коров на лягах и поет – хорошо поет. Мне дома слышно было. Солодовников Петька погиб в войну. А это кто, уже не помню…. Вот кого помню…

1 ряд: третий Гошка, ….Екимова Катя (замужем за Ударцевым Григорием, у них много детей);

2 ряд: Лена Крашенинина, Рома Мощеев, Сергей Мощеев, Костя Жиряков. Справа - Михаил Ударцев,

3 ряд: Панька Прокопьева, Кабаков Анастас выглядывает.

4 ряд: Клава Коптяева, Авдошка Ботников, Колька, Валя Екимова справа от учителя, Лукерья (потом у неё было много детей)

5 ряд: шестой Солодовников Петька (погиб в ВОВ), Нюра….

На снимке 1936 года учителя Степановы в окружении своих учеников 1-2 класса 1926-27 годов рождения. Эти фотографии помогли старожилам деревни вспомнить прошлые годы, и вот что еще мы узнали.

Вспоминает Анастас Васильевич Кабаков, 1926 г.р.: «Я закончил 4 класса Жиряковской начальной школы. Я учился хорошо и был одним из любимых учеников класса. Учителя были: Степанов Вонифатий Филиппович и его жена Ефросинья Игнатьевна. Вонифатий Филиппович иногда в школе работал в две смены - заменял жену.  Мой отец работал счетоводом, Вонифатий с ним дружил, они с женой приходили к нам в гости.  У них был сын Юрий, и я с ним водился. Вонифатий погиб на фронте во время Великой Отечественной войны, а она уехала в Крашенево.  Где-то лет 10-15 назад я видел ее на остановке, кажется,  в Иваново. Я ехал мимо, смотрю - Ефросинья Игнатьевна стоит!  Она жила долго,  недавно умерла. В школе у нас были учебники, а писали на чем попало, хорошей бумаги не было. Я даже из армии писал на разных обрывках. Лена Крашенинина с моего года, а училась  на класс вперед, ее отец Леван был председателем Совета. Со мной в классе учились Замиралов Анастас (потом уехали в Шелепово), Роман Мощеев, Сергей Мощеев, Задорина Лена, Михаил Ударцев, Авдошка Ботников, Федор Зуев (прозвище Хыма). Ударцев Федор был на 2 года моложе, с нами не учился. Меня призвали в армию в 1943 году. Нас с 1926-го года было 12 человек из деревни призваны, а я один пришел с войны, остальные погибли».

                 ***

О  школьной жизни рассказывают приказы Армизонского РОНО. Например, Приказ №20 от 27. 06. 1935 года гласил: «Зав. Жиряковской начальной школой т.Ударцеву с 1 июля предоставить отпуск, по истечении отпуска, т.е. 20 августа с.г. т.Ударцев обязан явиться в РОНО. По уходу в отпуск т. Ударцев должен обеспечить готовность школы к новому учебному году, а именно: подготовить плотников,  учеников и т.п., дать им работу, а также организовать наблюдение и руководство ремонтом школы …».

                ***

В годы Великой Отечественной войны изменилось и образование района. Армизонский РОНО в первые месяцы войны работал ритмично. Своевременно  производилась замена ушедших на фронт специалистов, организовывались краткосрочные курсы по подготовке учителей начальных классов, а педагогические коллективы стали в основном женскими. С ноября 1941 года начали  прибывать эвакуированные. Профессиональный уровень педагогических коллективов резко улучшился, потому что в эвакуацию вместе с детьми прибывали педагоги из городов, попавших в оккупацию, а это были чаще всего специалисты высокой образованности и культуры.

В приказе № 158 от 3.11.1941 года по Армизонскому РОНО говорилось: «7 ноября все школы не работают. Проводят утренники. 8 и 9 ноября являются рабочими днями. Начальные школы и начальные классы неполных средних и средних школ занимаются. Учащиеся 5-10 классов организованно, под руководством учителей, работают по месту их жительства.

1.Весь заработок учителей начальных классов, учителей и учащихся неполных средних и средних школ в эти два дня отчисляется в фонд обороны Родины.

2.Обязываю директоров школ учесть – сколько учащихся и в каком колхозе будут работать, раскрепить учителей; количество учащихся по колхозам и фамилии учителей, кто куда раскреплён, предоставить к 5.11.». Фронт был не только на передовой, но и в тылу. Вся страна жила по законам военного времени. Работники детских садов, школ и детских домов обязаны были работать в колхозе в свободное от работы время. Отпуска и выходные отменялись, рабочий день фактически не нормировался.

Об этом говорит и Приказ №45 от 27. 07.1943 года: «Жиряковская начальная школа: 1) Серёгина И.Н. – 100 % работа в школе; 2) Болотова – 50% работа в колхозе; 3) Храмова - 50% работа в колхозе». (Арм. РОНО. Д. № 3 стр. 25).   

В послевоенные годы работали учителя: Ефросинья Ивановна Доманина, Васса Ивановна Курочкина, Антонида Ивановна Каканова, Тамара Павловна Жирякова, Нина Ивановна Блинова и многие другие, более 50 человек учительствовало в школе за все годы ее существования. Учителя в Жиряковской школе менялись достаточно часто…

Из воспоминаний П.И. Жирякова, 1943 г.р.: «В 1950 году в первом классе меня учила  Александра Михайловна Замиралова.  В 1951 году учительница уехала. Я плакал и бунтовал, ведь я так любил свою первую учительницу…Алёнушкины учительствовали…».

       ***

Интересным открытием стало то, что были времена, когда в Жиряковской школе было 5 классов. Вот документ, который предложили в районном архиве. По данным документа за 1949-50 учебный год Жиряковская школа относилась к Прохоровскому кусту, всего в школе было 63 учащихся с 1-го по 5-й классы. В то время как в школах деревень Зубарёво, Сухая, Гоглино, Бердюгино, Кизак было учащихся почти в 2 раза меньше, чем в школе д.Жиряково.

        ***

Ходили в форме и с портфелем

В уютный, теплый школьный класс,

За партой прямо мы сидели,

C учителя не сводя глаз.

Рассказывает  Л.П. Борисова:  «В 1959 году 1 сентября я собралась в школу. У меня день рождения в октябре и до семи лет не хватало одного месяца, поэтому в школу меня не брали.  Я расплакалась, просилась в школу вместе со своей подружкой Машей Киселёвой, которой уже исполнилось 7 лет.  Моя бабушка Анна Диль тогда работала техничкой в школе и уговорила учительницу Лилию Ивановну пускать меня на уроки, просто посидеть за последней партой. Вскоре учительница гордилась мной, как одной из лучших учениц класса. Вместе со мной в первый класс ходили: Гоша Жиряков, Петя Кокарев, Петя Жиряков, Валера Доманин. В начальной школе нас учили разные учителя. Потом я закончила 10 классов Армизонской школы, Тюменский мединститут и вот уже более 30 лет работаю врачом в родном районе».

В. Н. Доманин вспоминает: «С 1 по 4 класс я учился в Жиряках. Помню, нас учили Ушанкова Тамара Фёдоровна и Скоробогатов Михаил Иванович. Прекрасные были учителя, приятно вспоминаются школьные годы. В 5-й класс я пошёл в Южно-Дубровинскую школу». 

           ***

Как много детских тайн, секретов

Хранит и дом, и школьный сад!

Грустят выпускники украдкой,

Что не вернуть тех лет назад.

Много лет работала в Жиряковской школе Васса Ивановна Курочкина (Собанина).   Педагогическая деятельность Вассы Ивановны началась в 1937 году в Гоглинской начальной школе, а в 1951 году она переехала работать в Жиряки. Она была настоящим профессионалом своего дела, Учителем с большой буквы. Она не только была прекрасным педагогом, но и обладала талантом организатора, занимала активную жизненную позицию.  Ученики до сих пор вспоминают интереснейшие уроки труда, концерты, физкультурные номера с пирамидами, родительские собрания.  Это её усилиями был сделан пристрой к основному зданию школы. Это она впервые привезла и посадила с детьми саженцы акации и тополей, которые до сих пор украшают сад школы.  Внесла огромный вклад в озеленение не только школы, но и всей деревни.  Приказом №163 от 28.08. 1953 года по Армизонскому РОНО «За честное добросовестное отношение к работе, за высокий идейно-политический и научно-теоретический уровень преподавания, за глубокие и прочные знания и высокую успеваемость учащихся в 1952-53 учебном году объявить благодарность Собаниной Вассе Ивановне – Жиряковская начальная школа». (Дело №8, стр.59).   И сколько было таких приказов! Активная жизненная позиция Вассы Ивановны вызывала неоднозначную реакцию жителей деревни.  Но огромный вклад в развитие школы, в своих учеников этого талантливого руководителя и учителя непревзойдён. Ее труд оценен благодарной памятью её многочисленных учеников, ее помнят жители деревни. 

Просить прощения за нанесённые житейские обиды или недостаточное внимание к педагогу - уже поздно…  Замечательной учительницы Вассы Ивановны Курочкиной не стало в 2011 году.

            ***

Быстро летит время, уходят года, а вместе с ними и те, кто строил наши дома, сеял хлеб, кормил и защищал страну и всех нас, созидал наше будущее. Уходит память…. Напишите и вы свои воспоминания о людях, о событиях, о небольшой деревне Жиряково, что стоит на берегу озера Каново уже более 250 лет.

И вновь над озером Каново

Под шорох вальсовых шагов

«Люблю тебя, моя деревня!» -

Несётся крик выпускников…

Автор: Екатерина УДАРЦЕВА, Галина БОТОВА, 2012 год, д.Жиряково