Медиакарта
14:46 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вниз по лестнице, ведущей вверх

Вниз по лестнице, ведущей вверх
10:28 | 11 января 2013
Источник:

Рейтинги в системе образования – благо или зло? Именно так поставила вопрос профессор российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) Надежда Суртаева на обучающем семинаре “Школа современного руководителя”, организованном ТОГИРРО.

Рейтинг как таковой появился в начале 20-го столетия для градации спортивных достижений. Но постепенно стал входить в различные гуманитарные сферы – сначала в медицину, затем в “социалку” работу, а теперь и в педагогику. Первоначально сохранялся основной показатель рейтингового шкалирования – количественный. Позже рейтинг приобрел оценочную, воспитывающую, социальную, дисциплинирующую, экономическую и политическую функции.

– Беда в том, что происходит чрезмерное увлечение рейтингом, – поясняла Суртаева. – Рейтинговая оценка зачастую применяется там, где этого не требуется. К тому же рейтинг несёт в массы представление о статусе и может в корне изменить отношение к тому или иному учреждению, предмету или явлению.

Что касается школы, то традиционная пятибалльная система, по мнению специалистов в сфере образования, изжила себя.

– «Пятёрка» предполагает отличные знания, “четвёрка” – ученик знает, но что-то забыл, а при наводящих вопросах вспомнил, “двойка” вообще не решает проблему плохих знаний. Нужны новые подходы, – говорит Надежда Николаевна. – Здесь актуальна и проблема объективности оценок. К примеру, когда мы проверяем контрольные работы своих учеников, прежде чем поставить оценку, смотрим на обложку тетради. Значит, имеем личностный подход, а где же тогда объективность?

В ходе обсуждения речь зашла и о вузовской подготовке. Система специалитета была намного эффективнее, чем бакалавриат и магистратура, считают многие педагоги. Сегодня, по словам Суртаевой, выпускники-бакалавры приходят работать в школу совершенно неподготовленными. Куда разумнее, если бы студенты начинали вплотную работать в школе уже со второго курса.

В ближайшее время школу ждут преобразования, которые должны облегчить труд педагога и обеспечить высокое качество результата. Сегодня предлагается три сценария модернизации. При первом господствует традиционная классно-урочная система, в которую внедряются какие-то элементы новых технологий. При втором главенствуют новые технологии, но сохраняются основные элементы традиционной школы – расписание и система учительства. Третий сценарий – это непосредственное внедрение педагогических технологий, когда 60% учебного времени отводится на самостоятельное изучение дисциплин, а оставшееся время – на контроль и консультации, поясняет Надежда Суртаева. Современные дети устроены по-другому, им недостаточно той информации, которая выдаётся на уроке.

Дети развиваются индивидуально. Учебную программу по одной дисциплине ребёнок может освоить за три дня, по другой – за полгода. Поэтому группы учащихся должны формироваться по способностям, а не возрастному признаку. Экспериментальные занятия такого типа уже проводились в некоторых общеобразовательных учреждениях, и, как заверила профессор Суртаева, уровень усвоения знаний при такой системе повышается в разы. Вопрос дисциплины исчезает полностью. На традиционном уроке учителя слушают лишь 3-4 человека, а на таком уроке, с индивидуальным подходом, все занимаются с интересом и не бегут из класса, едва заслышав звонок.

У традиционной системы школьного обучения, по мнению Надежды Николаевны, немало минусов. Почему, например, ребенок, хорошо подготовленный к школе, с пятого класса резко снижает свою успеваемость? А все потому, что за эти годы ученик не научился преодолевать препятствия, трудиться и поступательно идти к новым знаниям. Все внимание учитель уделял более слабым, и они начали достигать хороших результатов в учёбе. Этот факт свидетельствует о том, что уравнять детей невозможно, у каждого свой путь развития. Для этого и разработаны новые образовательные стандарты, на которые сегодня возлагаются большие надежды.

– Чтобы всё это стало реальностью, руководители общеобразовательных учреждений должны “заразиться” идеей реформирования, ведь лестница в системе образования начинается сверху, – считает Надежда Суртаева.

С тем, что школа дает слабые знания, не согласился директор средней общеобразовательной школы № 25 города Тюмени Виктор Немчинов:

– Результаты ЕГЭ стабильно хорошие, а это уже показатель. Куда серьёзнее, что школьники не читают, не умеют грамотно излагать свои мысли. Мы неосознанно исключаем практику вербального обучения, нацеливая лишь на результаты тестирования. А тестирование – это хвост, управляющий тигром. Интернет, без сомнения, мощный информационный ресурс, но это и ящик Пандоры. Работа на компьютере влияет на зрение. Информация в ресурсах выстроена, как правило, графически, что не позволяет развивать способность мыслить, анализировать. Внедрение информационных технологий может привести к тому, что мы получим поколение слабовидящих людей с поверхностными знаниями и неразвитым мышлением.

Что касается кадрового вопроса, то, по мнению Немчинова, студентам педвузов крайне важна практика. Можно организовать систему ассистирования, чтобы практикант занимался внеурочной работой, организацией дисциплины на переменах, ведением документации и прочим. Кроме того, директор предложил разработать алгоритм взаимодействия школы, вуза и системы дополнительного профессионального образования педагогов, чтобы объединить усилия по повышению качества работы учителей.

По словам директора ТОГИРРО Ольги Ройтблат, вышеназванные проблемы можно снять, если есть заинтересованность со стороны педагогов. Когда появится коллективная инициатива, тогда можно будет консолидироваться и принимать совместные решения.

Автор: Кристина ТРЕТЬЯКОВА