Медиакарта
13:30 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ни уехать, ни приехать

Ни уехать, ни приехать
12:42 | 16 января 2013
Источник:

Больше года назад в Тюмени оптимизировали маршрутную сеть, но пассажиры, которые каждый день вынуждены пользоваться услугами общественного транспорта, положительных изменений не заметили. Наступление холодов ситуацию обострило еще больше.

Хотели как лучше?

Проблемы с общественным транспортом, по мнению многих горожан, начались вместе с оптимизацией, которую городские власти провернули в начале осени 2011 года. Почти на две сотни сократилось тогда количество автобусов, семь маршрутов поменяли нумерацию, у 30 изменилось наименование, 10 - закрылись, и еще на 10 вышли автобусы малой вместимости. Это, объяснял тогда директор (уже бывший) «Тюменьгортранса» Андрей Чистяков, позволит автопредприятиям выйти на безубыточную деятельность. Ведь до реформы перевозчики, используя транспорт большей вместимости, несли убытки, потому что затраты на эксплуатацию полупустого автобуса превосходили прибыль от перевозки пассажиров.

Еще одним итогом оптимизации стало увеличение интервала движения общественного транспорта. Сделано это, уверяли «реформаторы», с учетом реальных пассажиропотоков. Но пассажиры труд не оценили: автобусы приходилось ждать долго, а потом ехать в неимоверной давке. Справедливости ради, стоит сказать, что работу над ошибками транспортники все же проводили: где-то в течение года был добавлен транспорт, появились новые маршруты.

Недовольны работой транспорта повсеместно по городу, но особенно жалуются жители входящих в черту города поселков, микрорайонов и заречной части: мосты и путепроводы каждое утро и вечер, в часы пик сцеплены железной хваткой, и дорога с работы домой занимает не меньше часа. После 8-9 часов вечера, когда пробки уже «рассосались», транспорт на окраины и вовсе не дождаться.

«Жалоб на сокращение рейсов, особенно в вечернее время, действительно поступает немало, - подтверждает директор МКУ «Тюменьгортранс» Алексей Санник. - Когда поток пассажиров уменьшается, они просто не выходят на линию. Все дело в том, что есть маршруты прибыльные, а есть неприбыльные - социальные. Работу на последних перевозчик считает убыточной. Чтобы сократить свои расходы, водители пропускают рейсы, отстаиваются на остановках, что приводит, конечно, к возмущению людей. Это очень большая проблема, и мы с ней боремся».

Кстати, в Тюменьгортрансе планируют размещать на сайте списки самых хороших и самых плохих перевозчиков. «Чтобы люди, которые ездят в автобусах, знали, что это хороший перевозчик, и я хочу платить ему деньги, а вот этот - не очень, лучше с пересадкой поеду», - объясняет Санник. Правда, какая польза от этих списков будет практически, понятно не совсем.

Много нареканий и к качеству обслуживания. В доброй половине автобусов не объявляют остановки. Зимой ехать приходится буквально на ощупь, проглядывая дорогу сквозь маленькие дырочки на обледенелых стеклах. Неудобства доставляют и курящие водители. Об этом тоже просят не молчать. Любая жалоба отрабатывается совместно с перевозчиком. Виновные наказываются рублем, отстраняются от работы на 10-15 дней, есть случаи увольнения.

Весомый аргумент

Из рук вон плохо работающий общественный транспорт для все большего количества тюменцев становится весомым аргументов в пользу покупки личного авто. Об этом твердит и статистика. За последний год количество новых автомобилей в области, по данным ГИБДД, выросло более чем на 100 тыс. единиц. И это только впервые поставленные на учет авто, без перепродажи. К слову говоря, такой загруженности Тюмень должна была достигнуть лишь к 2020 году.

Между тем оптимизация транспортной сети должна была высвободить улицы от лишнего транспорта, ликвидировать пробки. Едва ли можно говорить, что мера оказалась действенной. Ведь и сейчас, позвонив на «горячую линию» «Тюменьгортранса» с вопросом «Почему уже полчаса нет автобуса?», в ответ слышишь магическое: «Пробки».

«Я утром на работу на маршрутке прекрасно уезжал. Обратно - не уехать! В последний раз прождал час с лишним. Сейчас, пока можно где-то парковаться, добираюсь на машине», - говорит преподаватель одного из тюменских вузов, кандидат технических наук, занимающийся программой «Антипробка» Борис Елькин.

«Недавно на одном из тюменских сайтов, - продолжает он, - прочитал информацию: на 15-20 процентов уменьшатся заторы, и основой этому будет автоматизированная система управления движением. Люди, прочитав, может, поверят, а мне смешно. Потому что эта позиция стоит десятой в очередности мероприятий, которые могут улучшить ситуацию на дорогах. На первом месте - общественный транспорт».

Но пока, по мнению Елькина, городские власти действуют малограмотно. «Нет системности и продуманной концепции. Делаются какие-то очевидные вещи, когда уже назрела необходимость. Взять хотя бы развязку на ул. Монтажников, - обращает он внимание. - По уму нужно было сначала строить дороги, создавать условия для движения общественного транспорта, а потом развивать ту часть города».

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Не сказалась положительно оптимизация маршрутной сети и на безопасности пассажирских перевозок. В 2012 году в регионе произошел резкий рост аварийности по вине водителей автобусов (около 40%). Всего в таких ДТП за прошедший год в регионе один человек погиб и 44 получили травмы различной степени тяжести. А в целом в дорожных происшествиях с участием пассажирского транспорта погибли четыре человека и 136 получили увечья, сообщили в ГИБДД области.

В 2012 году на территории Тюмени было проведено 15 специальных профилактических мероприятий. Госавтоинспекторы зарегистрировали более 4 тыс. нарушений ПДД водителями автобусов. Нередкими были и случаи управления пассажирскими автобусами в состоянии опьянения.

КСТАТИ

Прокурорские проверки выявили, что водителей маршрутов №№ 13, 25, 61 работодатели заставляли работать по 15-18 часов в сутки. По закону рабочая смена не должна превышать 10 часов. А один из перевозчиков допускал за баранку автобуса водителя с просроченным еще в 2010 г. водительским удостоверением. В отношении перевозчиков возбуждено 12 административных дел.

Елена АТАЛЫКОВА,

Екатерина ОГНЕВА

Фото Ирины КАЙДАЛОВОЙ