Серый гусь - птица крупная, весом от 2 до 5 кг, а иногда и более, родоначальник домашних гусей, как наиболее приручаемый. Зимует в пределах нашей страны и бывших республик Советского Союза – на Сиваше, в большом количестве - по Каспийскому побережью Закавказья и Туркмении, далее в Средней Азии. Кроме стран СНГ, серые гуси населяют Западную Европу, включая всю Скандинавию, Британские острова и Исландию, в Азии – Иран, Ирак, Афганистан, Центральную Азию до северо-восточного Китая включительно.
Гусь - птица общественно-стайная, всегда очень осторожная. Серые гуси прилетают рано, в Средней Азии и на южном берегу Каспийского моря прилет идет в последней декаде февраля, на юге Казахстана - в начале марта. Раньше всего не насиженные яйца находят у нас в Средней Азии - около 20 марта, также гнездятся в Европейской части России доходят до Архангельска, Коми-Пермяцкого округа, местами они гнездятся в Белоруссии и на Украине, обыкновенны в устьях Дуная, Днестра, Дона и Кубани. Но область их более сплошного обитания начинается в Казахстане и западно-сибирской лесостепи, т.е. у нас.
По Оби они заходят очень далеко к Северу, встречались под Березово, Салехардом.
Гусь - желанный трофей каждого охотника. В Армизонский район местный серый гнездовой гусь приходит в начале апреля стаями, но уже разбитыми на семейные пары. И только те, кто потерял свою половину за длинный перелет, и бывшие «холостые», ставшие половозрелыми (гуси половозрелыми становятся через 2 года, у журавля этот период составляет 3-4 года), создают семейную пару во время пролета или на родине, где будут гнездиться. Самые крепкие пары у журавля, затем идет гусь и только потом, как ни странно, - лебеди, но это доказано учеными.
В камышах еще снегу по брюхо, но целыми днями гусиные пары летают и хлопают крыльями с радостным гоготом на участке своего будущего гнезда, не забывая подкормиться и пообщаться с сородичами утром и вечером на проталинах прошлогоднего жнивья, отдавая предпочтение гороху, пшенице, овсу. Пища серых гусей почти исключительно растительная. Едят листья тростника, камыша, многие луговые злаки. В конце апреля - начале мая (т.е. как раз к открытию весенней охоты) серые гуси откладывают яйца и парят их. Полная кладка обычно из 5-8 яиц, реже 10-12. Гусята выклевываются на 27-28-й день. Пуховики, как называют маленьких гусят, остаются в гнезде не более суток, после чего уводятся родителями к более просторным мелевым плесам с лабзами и кочками, где можно надежно спрятаться и отдохнуть, обсушиться. Пищу, состоящую из нежных стебельков болотных трав, гусята добывают себе сами. Серые гуси кладутся ближе к берегу, на мелководье, у небольших стеклин, на старых ондатровых хатках, кормушках, ломниках, старых гнездах и здесь главный враг гнездам гусей и уток - дикий кабан. Он также кормится на мелководье корнями тростника и тут же, неподалеку, днюет, устраиваясь в ломниках и лабзах. Он не пропустит кладку с яйцами любых птиц. Также много гнезд гусей и уток погибает во время весенних палов-пожаров, когда по оыкновению горят береговые камыши.
В нашем районе основным местом гнездования и обитания серых гусей являются озера Черное, Б. Белое, Таволжан, Б. Камышное, Няшино.
Еще раз хочу заострить внимание на том, что к открытию весенней охоты серый гусь на гнездах ещё парит яйца, ждет потомства. Его нельзя беспокоить лишний раз, чтобы не спугнуть гусиху и не заморозить кладку. Пролетного гуменника белобокого, пискульки, краснозобой казарки, которые гнездятся на Севере, еще и в помине нет. Они появятся во второй половине мая в начале июня. В это же время подойдет по всходам хлебов «холостой» серый гусь, который начинает создавать пару и нестись начнёт только через два года.
«Холостяки» еще только приглядывают свою будущую половину, нагуливаются – откармливаются на нежных всходах пшеницы, а затем уходят в крени камыша местных озер на линьку.
Вывод один: без всяких сомнений, весеннюю охоту на нашего серого гуся по югу области стоит немедленно запретить. Тем более что за последние три года численность его только в нашем районе резко сократилась не менее чем в 3 раза. В открытие летне-осенней охоты численность упала по сравнению с прошлыми годами с 4 - 7 тысяч до 1,5 тысячи голов в общей сложности, и охота на него весной - одна из немаловажных причин снижения. Особенно это заметно при подсчете птиц в заказнике, где на озере Б. Белое снижение произошло с 3 - 4 тысяч до 700 голов.
Весеннюю охоту на уток, считаю, тоже надо открывать в разумное для юга области время - традиционно, с 1 по 10 мая, когда ото льда уже освобождается береговая линия и идет массовый пролет на север нырковой утки: гоголя, белобокой чернети, голубой чернети. Это - коллективная, стайная утка, которая на воде устраивает игрища - токовища, и в подсевшем табуне в 5 - 10 и более голов обычно только 2 - 3 самки, остальные – селезни, и не трудно без потерь убрать «лишнего» селезня. В то время как наша местная благородная утка - кряква, чирок - трескунок, соксун, серяк - обычно с самого прилета уже приходит парами и разбивать ее нежелательно. И не мудрить со сроками охоты.
В отличие от уток, кладки гуся и гусята не страдают от ворон и мартына, также гуси, как и журавли и лебеди, не дают в обиду своих малышей лисам и енотовидной собаке. При опасности гусята умеют спасаться, ловко и далеко ныряя, а на суше умело и бесстрашно затаиваясь в траве. Еще до того, как молодые подрастут, у старых гусей и «холостежи» начинается линька, птицы не могут летать. Чтобы спастись, они все вместе забиваются в крени, в глухие недоступные места. Дней через 20 старые птицы могут летать, к этому времени поднимаются на крыло молодые выводки, и стаи начинают вести кочевую жизнь, совершая утренние и вечерние вылеты на кормежку на хлебные поля, волнуя сердце охотника. Вот на летне-осеннюю охоту норму отстрела можно увеличить до 3, так у курганских охотников с открытия норма отстрела - 10 птиц, независимо каких, в т.ч. гуся.
Ели достаточно непаханых полей и нет сильного пресса – преследования, серые гуси от нас улетать не спешат до конца октября, затем уходят в Казахстан, куда уже слетелся весь северный гусь и казарка, где усиленно в течение всего светового дня «отсиживается» на просторах целинных полей, собирая немало охотников, готовых «с размахом» пострелять. И уже отсюда почти по снегу наши гуси отправляются в длинный и опасный перелёт на зимовку, где их на всем пути с нетерпением поджидают и не плохо бьют богатые заграничные охотники со своими изобретательными хитростями, со своими правилами и нормами отстрела, нередко превращая охоту в «заготовку и переработку»… А мы будем снова и снова ждать возвращения птиц весной на родину, оберегать и ограничивать себя, чтобы сохранить для потомков нашего серого гуся.