В наступившем году Аромашевский район отметит юбилейную дату – 90-летие со дня образования. В связи со знаменательной датой мы начинаем публикацию материалов, связанных с историей нашего края. Первым из них становится творческая работа воспитанницы Аромашевской средней общеобразовательной школы имени героя Советского Союза В.Д. Кармацкого Алсу Таржемановой.
Об ученице седьмого класса Аромашевской средней школы, активистке и отличнице Алсу Таржемановой мы уже писали. Тем не менее, сегодня речь снова о ней, а поводом для этого стала её победа на XV областном научном форуме молодых исследователей «Шаг в будущее». Творческая работа на тему «Новомученик отец Михаил Красноцветов», которую школьница представила, конкурсной комиссией была признана лучшей. Алсу вернулась из Тюмени с Дипломом победителя «Шаг в будущее. Юниор».
В ходе состоявшейся беседы Алсу рассказала, что на выбор данной темы подтолкнул вопрос, заданный корреспондентами телеканала «Вести. Регион-Тюмень» её бабушке Вере Андреевне Серенковой о том, знает ли она что-либо о священнослужителе Михаиле Красноцветове, жившем на аромашевской земле.
– Вопрос вызвал интерес и желание узнать о судьбе данного человека больше. Источниками информации явились Интернет, газетные статьи, районный архив. Позже изучение истории семьи священника стало целью моей исследовательской работы, – рассказала школьница. – Она ориентирована на изучение наследия предков на примере Михаила Григорьевича Красноцветова, возможного потомка дворянского рода Радищевых на аромашевской земле. А актуальность состоит в том, что история нашей малой родины современным поколением постепенно забывается. Изменить подобное состояние можно только через подлинное знакомство с реальным прошлым и настоящим мест, где мы родились, живём.
Над творческой работой юный краевед трудилась больше года. Для наиболее полного раскрытия темы автор использовала воспоминания родных Михаила Григорьевича. Чтобы найти ответ на свой вопрос, является ли он потомком русского писателя Радищева, Алсу вместе с бабушкой Верой Андреевной написали письмо внуку священника – Павлу Григорьевичу Красноцветову – настоятелю Казанского собора в Санкт-Петербурге.
НОВОМУЧЕНИК ОТЕЦ МИХАИЛ КРАСНОЦВЕТОВ
«В начале 20 века началась массовая миграция в Сибирь крестьян центральных районов России, Белоруссии, Украины, Чувашии. Число поселений в Аромашевской волости сразу увеличилось с 13 до 35. А после сооружения великого сибирского железнодорожного пути поток переселенцев в Сибирь ещё усилился. Только с 1897 по 1900 годы за Урал на постоянное жительство переехали 830 тысяч человек. Шли сюда в основном зажиточные крестьяне, те, кто умел и любил работать, которым в безземельных губерниях России не хватало земли и воли. Вот в такой край и бежал от голода из Москвы потомственный дворянин, юрист Михаил Красноцветов с женой и пятью детьми. Он происходил из старинной династии священников: отец и дед служили в калужских церквях. Но Михаил Красноцветов по окончании духовной семинарии поступил на юридический факультет Московского университета. Принимал участие в студенческих волнениях, был арестован и содержался под стражей. После окончания университета служил судьёй в судебной камере на Таганке. Женился на Марии Николаевне Давыдовой, происходящей из старинного дворянского рода. Спокойное течение московской жизни прервала революция. Михаил лишился работы, его семья была вынуждена продавать и менять на продукты всё, что было ценного в доме. Но жить становилось всё трудней и трудней. Существовала и постоянная угроза ареста: с «бывшими» тогда не церемонились. К тому же религиозно настроенную Марию пугали царящие в Москве нравы. Она и уговорила мужа переехать с детьми куда-нибудь подальше в Сибирь, где, как она считала, люди ещё, быть может, живут по божьим законам. Так, в 1920 году семья обосновалась в селе Кротово. Красноцветовы сняли две маленькие комнаты у одной вдовы – Ольги. Михаил должен был работать народным судьёй. Однако юридических услуг в селе не требовалось.
В то время шла очередная продразвёрстка, народ возмутился отнятием последнего мешка хлеба, и началось восстание. Не щадили и не разбирали ничего и никого. Всех работников сельсовета, учителей, как советских служащих, убили. Арестовали и юриста Михаила Красноцветова, но вскоре отпустили.
Жить в селе стало совсем трудно. Жалования Михаилу Григорьевичу не платили, а вскоре должность судьи в селе была упразднена, и он оказался свободным – мог сам выбирать свой дальнейший путь. В 1920 году Михаил Григорьевич, с малых лет знавший церковную службу, по благословению местного священника уехал в Тобольск к архиерею. В марте этого же года вернулся и был рукоположен в священника в храм села Малоскаредное. Так семья переехала в глухое село. Отец Михаил с матушкой Марией Николаевной поселились в доме для священника, но вскоре семью выгнали оттуда. Жить пришлось в церковной сторожке, а Марии Николаевне с детьми – в тесной избе, где на полатях спали вповалку все дети.
Через три года отца Михаила перевели служить в Аромашево. Детям их было запрещено учиться, они остались без образования. В 1930-м церковь закрыли, Мария Николаевна даже ездила во ВЦИК в Москву – хлопотать об её открытии, но тщетно. Со временем храм был разорён и уничтожен.
В 1932 году, когда против церкви поднялась волна очередных большевистских репрессий, отца Михаила посадили в тюрьму. Мария поехала в Тюмень хлопотать за него, но и сама оказалась за решёткой на полгода. Детей из дома, как «поповское отродье», выбросили на улицу. Они бы замёрзли, если бы не китаец Василий, крестник отца Михаила, приютивший их в тёплом сарае. Потомки Василия до сих пор живы. Одна из них – Мария Васильевна Мельникова – живёт в селе Аромашево. Её родителей, Наталью и Василия, крестил отец Михаил. Это подтверждает внук Михаила Красноцветова – Павел.
После освобождения из заключения Мария Николаевна перебралась с детьми в Тюмень. Отбыв срок, в 1936 году вернулся в город к семье Михаил Красноцветов. Супруги жили с детьми в ветхом домишке по улице Таборной. Но быть с семьёй священнику долго не пришлось.
На праздник святых апостолов Петра и Павла сын отца Михаила – Григорий решил запечатлеть всю семью на фотоснимке. Уговорили и отца, который не очень любил фотографироваться, но всё-таки согласился. Ночью того же дня в дом Красноцветовых пришли с обыском и арестовали главу семейства. Больше родные его не видели. Получилось, что фотография была сделана перед последним расставанием. 12 октября Михаила Красноцветова расстреляли за антисоветскую агитацию и пропаганду.
Точных данных о том, где похоронен священнослужитель, нет. Однако документально подтверждено, что массовые захоронения в городе Тюмени проводились на территории восточной части Текутьевского кладбища.
Матушка Мария Николаевна Красноцветова умерла в 1971 году в Сергиевом Посаде, приняв незадолго до смерти монашеский постриг с именем Мария. Многие из потомков отца Михаила и Марии Николаевны стали священниками. Внук их Павел Григорьевич Красноцветов – настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге. Сын Павла Красноцветова – Григорий – священник, живёт в Роттердаме, где построил храм в честь святого князя Александра Невского. Внучка отца Михаила – Галина, овдовев, приняла монашество с именем Ольга (Каменяка).
Трагична история семьи Красноцветовых. Остаётся вопрос, является ли отец Михаил потомком писателя Радищева. Чтобы ответить на него, я и моя бабушка Вера Андреевна Серенкова написали письмо внуку отца Михаила – Павлу Григорьевичу Красноцветову. И получили ответ: «Вопрос о родстве с Радищевым пока не решён. Точных сведений у меня нет. Есть косвенное свидетельство об этом родстве. У нас имеется старый альбом с фотографиями ещё с дагеротипом, на одной из них имеется надпись: «Дорогим Маше и Мише от любящей тётки Веры Радищевой». Маша и Миша – это мой дед и бабушка (Красноцветовы). А на фото – молодая женщина по виду из дворян. Моя прабабушка – жена прадеда Григория Александровича Красноцветова – урождённая Мария Радищева, сестра Веры Радищевой. Вот такая история. Жили они в Калуге, а, как известно, А.Н. Радищев после ссылки при Александре I жил в имении в селе Радищево Калужской области».
Мной было составлено родовое древо семьи Красноцветовых и сравнено с семейным древом семьи Радищевых.
Исходя из всего, сделала вывод: история семьи Красноцветовых очень интересна. Считаю, что своей работой сумею привлечь внимание сверстников и односельчан к истории данной семьи.
Подтверждение родства Красноцветовых и Радищевых я получила из составленного мною генеалогического древа и письма внука отца Михаила. Родство этих семей существует, и оно подтверждается справкой, составленной Марией Николаевной Красноцветовой – женой отца Михаила. Справка находится в фонде музея имени А. Сахарова в городе Москве.
В нашем селе в революционные годы была уничтожена церковь. Лишь в настоящее время в Аромашево возрождается новый храм. Мне хотелось бы, чтобы имя отца Михаила, пережившего много страданий на нашей земле, не было забыто современным поколением. Мы с бабушкой планируем продолжить общение с внуком отца Михаила – Павлом Григорьевичем и его родственниками».
Научным руководителем Алсу Таржемановой являлась Светлана Викторовна Степанюк – учитель истории и обществознания Аромашевской средней школы.
– На форуме юниоров участвовали пятнадцать ребят из разных школ области, работы которых в первом этапе набрали необходимые баллы. Во втором, завершающем, этапе от юных краеведов требовалось защитить свои творческие работы: вкратце рассказать о проведённой исследовательской деятельности и ответить на дополнительные вопросы конкурсной комиссии. Алсу блестяще справилась с заданием и по результатам набранных баллов вышла в победительницы. В данной номинации это наша первая победа, – прокомментировала педагог.
Фото: Сергей СТЕПАНЮК.